Гарри Поттер ― герой нашего времени?

26.03.2019 09:59 0
26.03.2019 10:52

22 марта, в рамках работы дискуссионного клуба «Сократ», руководителем которого является Юрий Мирзамагомедов, в читальном зале библиотеки «Компас» состоялась встреча «Современная литература: герои и образы».

В литературном «батле» приняли участие члены дискуссионного клуба, с одной стороны, и заведующая библиотекой Н. И. Стебакова, библиотекарь Е. А. Богомаз и активные читатели А. Б. Хасин и М. А. Тощакова ― с другой стороны.

При подготовке к дискуссии сотрудники библиотеки проанализировали рейтинги популярных книг прошлого и современности, XX и ХХI веков, на их основе попытались вычленить литературных героев, владеющих умами читателей в разные годы. Результат этого исследования и стал темой для обсуждения на встрече.

К сожалению, нынешняя тенденция такова, что люди стали гораздо меньше читать, огромный мир книг заменил компьютер. Это подтвердили и библиотекари, и сама молодёжь. Из того небогатого набора, что читают современные молодые люди, библиотекари выбрали трёх самых популярных литературных героев – Гарри Поттера (герой произведения Дж. Роулинг), Дашу Васильеву (героиня автора Д. Донцовой) и Эраста Фандорина (из романов Б. Акунина) – и обратились к «оппозиционной» молодёжной стороне с вопросом: «Можно ли считать этих героев «властителями дум»?»

«Современный герой тот, кто через себя пропускает противоречия и проблемы современного мира: исторические, культурные, ― говорит Наталья Ивановна Стебакова. ― Раньше, в советское время, с вопросом героев «нашего времени» трудностей не возникало. Герои произведений В. Астафьева, Ю. Трифонова, В. Тендрякова, Ю. Бондарева, С. Залыгина, А. Платонова, А. Солженицына были осмысленными членами своего общества, они росли, развивались, страдали и любили, строили и возрождали, боролись и побеждали. И читатели жили и чувствовали, переживали и стремились вместе со своими героями!

А что мы видим сегодня? ― продолжила Н. Стебакова. ― Современная литература перестала решать нравственные задачи, пессимистична, не способна предложить героя, мало жизненной правды. Современные герои во многих произведениях сегодняшнего дня или разочарованные инфантильные менеджеры, или гротескно-фантастические герои, вживлённые в фантастическую реальность».

Молодые люди попытались доказать своим старшим оппонентам, что Гарри Поттер имеет полное право называться героем современности. Он борется со злом, правда при помощи волшебной палочки. На что старшее поколение отвечало: «Но разве волшебная палочка в нравственном смысле поможет стать лучше, добрее, разве в современном мире волшебная палочка поможет сделать окружающую действительность чище, поможет бороться с подлостью и другим моральным негативом? Бороться надо действенно, а не мечтать и думать о волшебстве…»

Ещё один аргумент в пользу литературы фэнтези: «Окунаешься в волшебный мир и на некоторое время забываешь, где и как живешь!». Но настоящая литература должна заставлять думать, мыслить, размышлять, но никак не забывать «что, где и как»!

Очень удивил молодёжь рассказ Абрама Борисовича Хасина о том, как в советское время за хорошей книгой в очередь записывались, как читали ночами.

Муза Александровна Тощакова на примере произведений «Отцы и дети» И. Тургенева, «Евгения Онегина» А. Пушкина сумела затронуть какие-то струны внутри молодых ребят, показав им, насколько современна классическая литература, как точно она передаёт дух своей эпохи, исторические факты. А прочитав книги из серии фэнтези, может ли современная молодёжь рассказать историю своей страны?

Участники клуба «Сократ» апеллировали тем, что школьные уроки литературы, когда произведения русской и зарубежной классики «навязываются», «разжёвываются», отбивают всё желание что-то читать.

Затронули «литературные дуэлянты» и тему цензуры в литературе. Цензура что-то запрещает, но автор хочет донести свою мысль до читателя, отсюда иносказания, аллегории, (как у М. Зощенко, А. Аверченко), или прямое противостояние (как у А. Солженицына), следовательно, сильнее сюжет, глубже смысл произведения, больше размышлений над авторским посылом.

Поднимался и вопрос смысла или наличия хотя бы сюжетной линии в современных произведениях. То борьба «робокопов», то ирреальное «фэнтези», любовные романы… Всё это своего рода чтиво на сиюминутную потребу. Если в советское время одно произведение автор вынашивал, выписывал годами, то сегодня писатели книги как пирожки пекут. Налицо коммерциализация литературы.

Разговор о литературе понравился обеим дискутирующим сторонам, особенно молодёжи. С ними разговаривали на равных, им дали высказать свою точку зрения. Ребята отстаивали своё видение литературы и её роли в их жизни. В то же время молодые люди увидели, что мир литературы велик и многообразен, и в глазах многих участников встречи читалось желание познать этот мир.

 

Ирина Власова 

.