Великий пост. Время изменить себя

20.03.2018 10:12 0
20.03.2018 10:05

Великий пост – время не только воздержания, не только молитвы, не только испытаний и искушений, но и особенно острой борьбы с теми недостатками, которые мы в себе изо дня в день замечаем. Не секрет, что многие понимают пост как время диеты и очищения организма. Есть люди, рассматривающие пост просто как часть традиции. Так все-таки в чем смысл поста? Об этом рассказывает настоятель храма влц. Варвары и прп. Илии Муромца во Власихе протоиерей Михаил Васильев:

«Христианский пост имеет особое значение и высшую степень внутренней собранности в невидимой войне с дьяволом. Цена вопроса – спасение твоей души. Если ты не постишься, скорее всего и в рай не попадешь. За гробом каждому предстоит идти на суд божий, который только для грешников страшный. И для того, чтобы отвечать на нелицеприятном суде, необходима специальная подготовка. Самое сильное оружие для нашего душеспасения – последней крепости христианина – это пост и молитва. Цель у нас одна: распять свои грехи и страсти, очистить свою душу для благодати Святого Духа. А для этого может понадобиться очень многое.

Современный человек привыкает к слову «хочу» значительно раньше, чем к слову «надо». А вот чтобы отсечь от себя все соблазны, нужны мужество и решимость, молитва и подвиг.

И место для подвига есть всегда. Устал после трудового дня, сил нет, – и еще правило читать? Вот тут и начинается подвиг. Ноги гудят, голова шумит, кажется, что если сейчас не сядешь или не ляжешь, – все, умрешь. И если сдашься сегодня, капитулируешь и завтра. И если уступишь сейчас в этом, завтра тебя демоны повлекут туда, куда не хочешь. Молиться в таком состоянии – это и есть кровь проливать за Христа. Подвиг – и есть христианство. В первую очередь он совершается внутри и заключается в полной решимости отречься от всего ради Христа и исполнения Его заповедей. И выходя из сердца, он обретает определенную форму.

Для современных людей очень важно хотя бы в малом начать этот труд. Нужно хотя бы в малом потрудиться для того, чтобы изменить себя. И здесь очень важен пример других. Во время Великого поста важно узнать, как жили святые, как жили благочестивые люди в миру.

Святитель Иоанн Златоуст призывал: «Пусть постятся не одни уста, но и зрение, и слух, и ноги, и руки, и все члены нашего тела. Пусть постятся руки, пребывая чистыми от хищения и любостяжания. Пусть постятся ноги, перестав ходить на противозаконные дела. Пусть постятся глаза – зрение есть пища очей. Всего нелепее было бы воздерживаться от пищи, а глазами пожирать то, что запрещено. Ты не ешь мяса? Не пожирай же глазами своими сладострастия. Пусть постится слух; а пост слуха в том, чтобы не внимать злословию и клевете. Пусть и язык постится от сквернословия и ругательства, ибо что пользы, если мы от птиц и рыб воздерживаемся, а братьев наших угрызаем. Злословящий пожирает тело брата, угрызает плоть ближнего». И если говорить наиболее точно, пост есть воздержание от всего, что мешает нам быть с Богом и приземляет наши духовно-нравственные стремления. Именно такой пост возводит естество человека к райской гармонии, при которой все чувства и желания тела находятся в полном повиновении душе.

Евангелие открывает бездну нашего падения, как луч света — пропасть, разверзшуюся под ногами. Но также Евангелие открывает бесконечное, как Вселенная, Божественное милосердие. Увидеть ад в своей душе — это и будет началом покаяния. Этому чувству должна сопутствовать память о всепрощении Господнем. Как сказал Силуан Афонский, «держи ум свой во аде и не отчаивайся».

Пост не является целью духовной жизни, а есть вспомогательное средство для освобождения души от страсти. Цель поста — не научиться жить без мяса и молока, а указать исконное место этих продуктов в жизни человека. Грех заключается не в том, что человек не постится, а в том, что им управляет его желудок. Грех в том, что человек служит не Христу, а своему чреву.

Даже те, кто решается поститься, не всегда правильно воспринимают пост. В сознании постящегося человека зачастую преобладает представление о посте как о долге или жертве Богу, а не как средстве освобождения и сближения со Христом.

Святитель Иоанн Златоуст писал: «Постящемуся более всего нужно обуздывать гнев, приучаться к кротости и снисходительности, иметь сокрушенное сердце, изгонять нечистые пожелания представлением того неусыпающего огня и нелицеприятного суда, быть выше денежных расчетов, в милостыне показывать великую щедрость, изгонять из души всякую злобу на ближнего».

Человек смиренный с легкостью может покаяться в своих грехах, помолиться, вернуть здравое состояние души и тела. Гордый же покаяться не может. Он не может трезво оценить действительное положение вещей: понять, что он нуждается в поддержке Бога. Гордый никогда не испытывает чувства вины. Он всегда прав, он никогда не скажет «прости», он все время оправдывает себя. И что еще хуже, в его жизни нет Христа. Христос в сердцах тех, кто смиренно признаёт себя грешником и кается, но никакого места для Него нет в сердце, исполненном гордости. «Бог гордым противится, а смиренным же дает благодать» (Иак. 4, 6), – сказано в Священном Писании.

И тогда праведники встанут на Страшном Суде напротив нас и скажут: «Ну что, брат? Тебе было тяжело? – а я умирал каждый день. Ты не мог купить машину и съездить в отпуск? – а я падал от поста. Ты не высыпался и поэтому не мог молиться? – а я спал два часа в сутки и сокрушал свои страсти бдением. Я распялся за Христа, хотя мог бы жить спокойно и наслаждаться богатством. Я умер еще при жизни, а ты и в гроб за собой тащишь мiр».

При углубленном подходе к явлению, пост это некое «малое умирание». Человек насильственно исторгает свой ум из круга обычных явлений и переключается на совершенно иные мысли. Он мыслит о Суде, о воздаянии грешным и праведным, о своем предстоянии Христу. Он думает о том, что уже сделано, а где еще «конь не валялся». Он думает о том, сколько ему осталось, и как этот остаток правильно прожить. Таким образом, человек словно умирает, или хотя бы замирает для привычных мыслей и дел. Это и есть та «малая смерть» для мира, которая выбирается добровольно ради оживления души для Христа.

А для этого необходим навык обуздания естественного стремления человека к вкусной пище. Церковь заповедует хранить пост, пусть в малой степени, малым ограничением. Пост не должен навредить, привести к обострению хронических заболеваний, он должен помочь нам на свое слово «хочу» говорить слово «надо».

Во время поста мы не должны отвлекаться на второстепенные вещи, в нашем случае – телевизор, театр и прочие развлечения. Для тех, кто делает первые шаги пост начинается с самого простого, человек перестает сквернословить, смотреть всякую дрянь по телевизору и в интернете, отказывается от игр, старается совершать добрые дела, оказывать помощь тем людям, которые не имеют достаточно средств к существованию, одиноким, престарелым, больным. И этим помогают своей душе очиститься.

Если же на период Великого поста постящийся человек хотя бы вдвое сократит свое пребывание в информационном потоке, то заметит, что у него есть еще немало свободного времени, которое можно использовать для молитвы. И после рабочего дня такой человек будет спешить не к экрану телевизора, что бы посмотреть очередную серию или послушать бесконечные споры политологов и экспертов о завтрашнем дне, а с сердечным трепетом пойдет в храм, что бы поговорить с Богом о своих проблемах и своей душе.

В этом смысл Великого поста, который продолжается семь недель и завершается на праздник Светлой Пасхи 8 апреля. За время поста каждый, кто постится, должен чаще посещать богослужения, исповедоваться и причащаться, обязательно пособороваться. В нашем храме соборование будет 1 апреля в 15-00. Приглашаем всех на это таинство, где прощаются забытые грехи и даются силы на то, чтобы через соборование побеждать телесные и душевные недуги, укрепляясь за время поста, обновляя смысл и свой организм через ограничение объядения и пьянства, и тем самым приготовляя себя к Воскресению Христову.

Надеюсь, вместе с вами, уже в двадцатый раз дожить до этого святого праздника здесь у нас во Власихе. В этом году 27 апреля исполняется 20 лет Патриаршему подворью при штабе РВСН. Храни вас Господь!»

Подготовил Виталий Калиничев