Психологическое и физическое здоровье: Психическое и физическое здоровье человека / Справочник :: Бингоскул

Содержание

что это, как взаимосвязано с физическим и как его сохранить и укрепить

Здоровье – главное благо в жизни человека. Многие люди заботятся о его физической составляющей – нормальной работе основных органов и систем, но мало кто обращает внимание на собственные психические состояния. Однако ученые подтверждают, что невозможно вести полноценную жизнь, не поддерживая эмоциональной стабильности и не борясь со стрессом – основным «виновником» большинства болезней.

Почему так важна здоровая психика

Психическое и физическое здоровье человека находятся в тесной взаимосвязи. Если происходят нарушения в одном из них, неизбежно следуют негативные изменения и в другом.

ВОЗ считает, психическое здоровье – это не только отсутствие расстройств, но и состояние благополучия, душевного равновесия, которое позволяет человеку реализовать себя, быстро адаптироваться к условиям окружающей среды и эффективно противостоять негативным факторам.

Стресс – основная причина, приводящая к нарушению психического здоровья. Обычно он возникает при повышенных эмоциональных и умственных нагрузках или психологической травме, которая появляется из-за интенсивного воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды.

Состояние стресса сопровождается следующими симптомами:

  1. Повышенная утомляемость;
  2. Нарушения в работе ЖКТ;
  3. Дискомфорт в поясничном отделе;
  4. Проблемы с засыпанием и беспокойный сон;
  5. Нарушение концентрации внимания;
  6. Апатия.

Если не предпринимать никаких мер, то неблагоприятные психические состояния приводят к появлению более серьезных недугов – высокого артериального давления, язвы желудка, сахарного диабета, бронхиальной астмы, нарушений функционирования щитовидной железы и даже психических расстройств.

У представителей обоих полов стресс проявляется по-разному. Психическое здоровье женщин более уязвимо – они эмоциональны и чувствительны, подвержены страхам и депрессивным состояниям. Нарушения могут появиться из-за необходимости совмещать работу и семью, утраты красоты и естественного старения, отсутствия возможности иметь детей и наступления климакса.

Для мужчин большое значение имеет их социальный статус в обществе, поэтому они часто переживают из-за непризнания их личностных достоинств и утраты физической силы. Последствия обычно выражаются в сбоях в работе сердца и ЖКТ, появлении пристрастия к алкогольным напиткам и курению, половом бессилии.

Важность психического здоровья заключается в следующем:

  1. Непрерывный стресс, тревога и иные беспокойства отрицательно сказываются на физическом состоянии – ухудшается сопротивляемость организма вирусным инфекциям, появляются проблемы со сном, а если не предпринимать никаких действий, то развиваются более серьезные недуги;
  2. Люди, поддерживающее свое психическое здоровье, обычно имеют лучшую производительность труда и строят успешную карьеру;
  3. Умение противостоять стрессам положительно складывается на обстановке в семье – такие люди не конфликты и могут передать основы правильного образа жизни своим детям;
  4. Согласно статистике, большинство преступлений совершают люди, не заботящиеся о своем психическом состоянии;
  5. Увеличение продолжительности жизни. Исследования показали, что риск появления болезней сердца более чем на 90% выше у людей, не умеющих справляться с депрессивными состояниями и стрессом.

Поэтому так важно своевременно предпринимать профилактические меры, укрепляющие не только физическое, но и психическое здоровье.

Критерии нормы

Многие люди стремятся к формированию здорового образа жизни. Факторы, оказывающие непосредственное влияние – это режим труда и отдыха, система питания, физические нагрузки и устоявшиеся привычки. Однако не менее важны и психические состояния – эмоциональная стабильность, уверенность в себе, адекватное восприятие действительности.

ЗОЖ – это не только нормальное протекание всех физиологических процессов в организме, но и разумное удовлетворение физических и духовных потребностей, личностное совершенствование и рост. Такие люди способны выполнять профессиональные и социальные функции независимо от окружающей обстановки и происходящих событий.

Выделяют основные критерии психического здоровья:

  1. Обладание чувством постоянства и идентичности – осознание своего «Я» и его полное принятие;
  2. Однотипное поведение в одинаковых ситуациях;
  3. Способность к самоанализу, признание собственных ошибок, разумная критика собственной деятельности и ее результатов;
  4. Адекватная реакция на происходящие события, поступки других людей и т. д.;
  5. Способность контролировать свое поведение в рамках установленных норм закона и морали;
  6. Планирование своей жизни и реализация желаний;
  7. Адаптивность, гибкость поведения и мышления в соответствии со складывающимися жизненными обстоятельствами.

Состояние психического, или душевного, здоровья женщин сильнее подвержено негативному влиянию неблагоприятных факторов. Однако представительницы прекрасного пола восстанавливают его легче и быстрее. Некоторые специалисты считают, что именно поэтому они имеют большую продолжительность жизни, чем мужчины.

Как сохранить психическое здоровье

Отсутствие болезни вовсе не означает полное психическое здоровье. Однако в России обращение к специалисту за помощью считается чем-то ненормальным – к таким людям сразу приклеивается клеймо ущербного и неполноценного.

Но любые нарушения нельзя оставлять без внимания. Иногда психические состояния становятся основной причиной болезни, в иных случаях – ускоряют развитие недуга. Ситуации могут быть разными, но одно взаимосвязь «души» и тела признается безусловной.

Особенно важно сохранить здоровье детей, ведь это будущее нации. Для этого нужно следовать нескольким простым рекомендациям:

  1. Соблюдать оптимальный режим дня в соответствии с возрастом малыша;
  2. Больше общаться с позитивно настроенными взрослыми;
  3. Вместо бездумного просмотра телевизора проводить время на свежем воздухе вместе с семьей;
  4. Приучать ребенка к чтению и музыке, саморазвитию;
  5. Чаще хвалить и поддерживать в каких-либо неприятных ситуациях. Нельзя подвергать жесткой критике личность малыша.

С детского возраста можно привить ребенку правильные модели поведения, которые значительно облегчат его взрослую жизнь.

Меры по сохранению психического здоровья женщин такие же, как и у мужчин. Они включают в себя следующие рекомендации:

  1. Нужно обязательно выделять время на удовлетворение своих желаний – хотя бы несколько часов в неделю человек должен заниматься тем, что ему нравится и приносит удовольствие;
  2. Регулярно говорить себе и окружающим теплые слова;
  3. Поддерживать свое тело в хорошей форме;
  4. Оградить себя от общения с «тяжелыми» людьми;
  5. Если появляется злость или гнев, то лучше занять себя физическим трудом.

Стоит регулярно кушать бананы – они содержат особое вещество, которое стимулирует выработку гормонов «счастья». Если появляются какие-либо отклонения, то не нужно стесняться обращаться к врачам. Своевременное вмешательство поможет избежать опасных последствий.

Одно из самых распространенных нарушений психического здоровья – депрессия. Это состояние уныния, которое может проявляться сильнее или слабее в зависимости от личностных характеристик человека. Многие люди не уделяют этой проблеме никакого внимания, что лишь усугубляет ситуации. Если состояние не улучшается в течение 2-х недель, появляются мысли о суициде, падает самооценка, то необходимо срочно обратиться к специалисту для лечения депрессии.

Как защитить и укрепить

Особое внимание поддержанию психического здоровья нации должно уделять государство. Люди необходимо знать, что они находятся в безопасности, а их права защищены в полном объеме. Следует реализовывать специальные программы не только в рамках здравоохранения, но и в сфере трудоустройства, правосудия, социального обеспечения и т. д.

Между тем, каждый человек может начать действовать самостоятельно. Чтобы снизить отрицательное воздействие стресса и укрепить психическое здоровье, нужно придерживаться следующих правил:

  1. Правильно питаться – сбалансированный рацион является залогом физического здоровья, от которого зависит состояние психики. Переедание, употребление полуфабрикатов и продуктов, содержащих много химических компонентов, жирная пища – все это накладывает отпечаток на эмоциональном состоянии человека. Доказано, что сбои в работе щитовидки, болезни сердца и репродуктивной системе, а также некоторые другие недуги способны пошатнуть психическое здоровье;
  2. Заниматься спортом – при умеренных физических нагрузках в организме вырабатываются гормоны «счастья», улучшается кровообращение, а ткани и органы получают достаточно питательных веществ и кислорода. Систематическая активность помогает бороться со стрессом и улучшает настроение;
  3. Познавать себя – включает в себя несколько процессов:

А) Формирование правильного отношения человека к себе – принятие себя как личности со всеми достоинствами и недостатками;

Б) Контроль над эмоциями;

В) Поиск скрытых способностей и развитие новых навыков.

  1. Избавиться от пагубных зависимостей – прежде всего это курение и пристрастие к алкоголю. Следует разобраться в себе и выявить, какие привычки осложняют жизнь, и постараться от них избавиться. Не нужно бояться обращения к специалисту, если не удается справиться с зависимостью своими силами;
  2. Учиться эффективно противостоять стрессу – этот пункт можно отнести к контролю над эмоциями, однако он включает в себя и изучение методов релаксации;
  3. Изменять принципы мышления – если начать следовать указанным рекомендациям, то этот процесс запустится автоматически. Но чтобы достигнуть желаемого результата, следует приложить определенные усилия:

А) Защитить себя от отрицательной информации – например, меньше смотреть телевизор и общаться людьми, которые находятся «на негативе»;

Б) Стараться находить положительные стороны во всех происходящих событиях и закрепить позитивные психические состояния;

В) Перестать излучать негативные эмоции – подвергать критике коллег, родственников, начальство, государство и т. д.;

Г) Никогда не унывать;

Д) Не сравнивать с окружающими людьми – значение имеют только собственные достижения;

Е) Воспринимать жизнь с положительной стороны.

Не нужно пытаться изменить мир. Главное – научиться воспринимать его с позитивной стороны, а это под силу каждому человеку.

Чтобы снизить негативное влияние стресса, можно выполнить следующие упражнения:

  1. Найти его источник. Причем нужно смотреть вглубь проблемы. Например, если в семье катастрофически не хватает денег, то причина, скорее всего, не в маленькой заработной плате, а в нелюбимой работе. Стоит завести отдельную тетрадь и подробно записать туда всю информацию.

Чтобы побороть стресс, нужно составить последовательный план. В течение дня необходимо отдыхать, стараться меньше общаться с людьми, вызывающими эмоциональное напряжение, выделить время на любимое занятие. Своими проблемами можно поделиться с близкими родственниками, которые наверняка окажут поддержку;

  1. Не нужно копить отрицательную энергию в себе – ей нужно сразу же давать выход. Например, быстро решать ситуации, которые провоцируют подавленные состояния, выражать собственное недовольство и т.д. Но одновременно стоит научиться быть снисходительным и прощать промахи других людей.

Здоровый человек – счастливый, живущий в гармонии с собой и не ощущающий внутреннего разлада. Такого состояния можно достичь только путем поддержания и психической, и физической составляющей. Простые меры, направленные на формирование позитивного мышления, способно значительно повысить качество жизни. С их помощью легче избавиться и от физических недугов, которые часто появляются из-за стресса и неудовлетворенности жизнью.

Что такое хорошее здоровье? — Medical Insider


Автор Клара Галиева На чтение 7 мин. Опубликовано
Обновлено

Слово «здоровье» относится к состоянию полного эмоционального и физического благополучия. Здравоохранение должно поддерживать у людей это оптимальное состояние здоровья. Хорошее здоровье играет центральную роль в преодолении стресса и более долгой и активной жизни. 

Что такое здоровье?

В 1948 году Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определила понятие здоровья фразой, которую до сих пор применяется. «Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или недугов».

В 1986 году ВОЗ внесла дополнительные разъяснения:

Здоровье — это позитивное понятие, подчеркивающее социальные и личностные ресурсы, а также физические возможности.

Это означает, что здоровье поддерживает функции человека и дает возможность вести полноценную жизнь.

В 2009 году исследователи определили здоровье как способность организма адаптироваться к новым угрозам и заболеваниям. За последние несколько десятилетий современная наука значительно продвинулась в понимании болезней, как они работают, открывая новые способы замедлить или остановить их, и признавая, что отсутствие патологии не может быть возможным.

Типы здоровья

Психическое и физическое здоровье являются двумя наиболее часто обсуждаемыми типами здоровья. Духовное, эмоциональное и финансовое здоровье также способствует общему здоровью. Медицинские эксперты связывают это с более низким уровнем стресса и улучшением психического и физического благополучия. Например, люди с крепким финансовым здоровьем будут меньше беспокоиться о финансах и иметь возможность регулярно покупать свежие продукты. Те, кто обладает хорошим духовным здоровьем, могут испытывать чувство спокойствия и целеустремленности, которые питают хорошее психическое здоровье.

Физическое здоровье

Человек, обладающий хорошим физическим здоровьем, скорее всего, будет иметь функции и процессы организма, работающие на пике своего развития. Это происходит не только из-за отсутствия болезни. Регулярные физические упражнения, сбалансированное питание и полноценный отдых — все это способствует хорошему здоровью. Люди получают медицинскую помощь для поддержания равновесия, когда это необходимо.

Физическое благополучие включает в себя ведение здорового образа жизни для снижения риска заболеваний. Поддержание физической формы, например, может защитить и развить выносливость дыхания и сердечной деятельности человека, мышечную силу, гибкость тела.

Забота о физическом здоровье и благополучии также включает в себя снижение риска травм или проблем со здоровьем, таких как:

  • снижение рисков на рабочем месте
  • практика эффективной гигиены
  • избегание употребления табака, алкоголя или наркотиков
  • проведение вакцинации при определенных заболеваниях или при посещении других стран во время путешествий

Хорошее физическое здоровье может работать в тандеме с психическим здоровьем, чтобы улучшить общее качество жизни человека. Например, психические заболевания, такие как депрессия, могут увеличить риск расстройств, связанных с употреблением наркотиков. Это может негативно повлиять на физическое здоровье.

Психическое здоровье

Психическое здоровье относится к эмоциональному, социальному и психологическому благополучию человека. Психическое здоровье так же важно, как и физическое здоровье, как часть полноценного, активного образа жизни.

Определить психическое здоровье труднее, чем физическое, поскольку многие психологические диагнозы зависят от восприятия индивидом своего опыта.

Однако теперь врачи могут идентифицировать признаки некоторых видов психических заболеваний с помощью компьютерной томографии и генетических тестов.

Хорошее психическое здоровье определяется не только отсутствием депрессии, тревоги или другого расстройства. Это также зависит от способности человека:

  • наслаждаться жизнью
  • оправиться после тяжелых переживаний 
  • сбалансировать различные элементы жизни, такие как семья и финансы
  • чувствовать себя в безопасности и защищенности

Физическое и психическое здоровье имеют прочные связи. Например, если хроническое заболевание влияет на способность человека выполнять свои обычные задачи, это может привести к депрессии и стрессу. Эти чувства могут быть вызваны финансовыми проблемами или проблемами мобильности.

Психическое заболевание, такое как депрессия или анорексия, может повлиять на вес тела и общие функции организма.

Важно подходить к «здоровью» в целом, а не как к ряду отдельных факторов. Все виды здоровья взаимосвязаны, и люди должны стремиться к общему благополучию и равновесию.

Факторы хорошего здоровья

Генетический фактор

Человек рождается с самыми разными генами. У некоторых людей необычный генетический паттерн или изменение может привести к менее оптимальному уровню здоровья. Люди могут наследовать гены от своих родителей, которые увеличивают риск для определенных состояний здоровья.

Окружающие факторы

Факторы окружающей среды играют определенную роль в здоровье человека. Иногда окружающая среда может повлиять на здоровье. В других случаях экологический фактор может вызвать болезнь у человека, который имеет повышенный генетический риск конкретного заболевания.

Доступ к медицинскому обслуживанию играет определенную роль, но ВОЗ предполагает, что следующие факторы могут оказывать значительное влияние на здоровье, в зависимости от:

  • того, где живет человек
  • от состояния окружающей среды
  • генетики
  • уровня доходов
  • уровня образования
  • статуса занятости

Их можно классифицировать следующим образом:

  1. Социально-экономическая среда: может включать в себя финансовое положение семьи, а также социальную культуру и качество взаимоотношений.
  2. Физическая среда: включает в себя микробы, существующие в той или иной области, а также уровни загрязнения.
  3. Характеристики и поведение человека: генетический состав человека и выбор образа жизни могут повлиять на общее здоровье.

Согласно некоторым исследованиям, чем выше социально-экономический статус человека (СЭС), тем выше вероятность того, что он будет иметь хорошее здоровье, хорошее образование, получит хорошо оплачиваемую работу и сможет позволить себе хорошее медицинское обслуживание во время болезни или травмы. Ученые также утверждают, что люди с низким социально-экономическим статусом чаще испытывают стресс из-за повседневной жизни, такой как финансовые трудности, разрыв брака и безработица.

Социальные факторы могут также влиять на риск ухудшения здоровья людей с более низким уровнем СЭС, такие как дискриминация.

Низкий уровень СЭС часто означает снижение доступа к медицинскому обслуживанию. Проведенное в 2018 году исследование показало, что у людей в развитых странах с универсальными медицинскими услугами продолжительность жизни выше, чем в развитых странах без всеобщего медицинского обслуживания.

Культурные проблемы тоже могут повлиять на здоровье. Традиции и обычаи общества и реакция семьи на них могут иметь хорошее или плохое влияние на здоровье. Согласно исследованию семи стран, ученые обнаружили, что люди, которые придерживались здоровой диеты, имели низкий уровень смертности. Люди, придерживающиеся здоровой диеты, потребляют большое количество фруктов, овощей и оливок, чем люди, регулярно употребляющие фастфуд.

Исследование также показало, что люди, которые следовали средиземноморской диете, имели более низкий 10-летний уровень смертности от всех причин. По данным исследований, средиземноморская диета может защитить сердце человека и снизить риск развития таких заболеваний, как диабет 2 типа, рак и болезни, которые вызывают разрушение мозга и нервов. 

То, как человек справляется со стрессом, также влияет на его здоровье. Люди, которые курят, употребляют алкоголь или принимают запрещенные наркотики, чтобы справиться со стрессовыми ситуациями, более склонны к развитию проблем со здоровьем, чем те, кто справляется со стрессом с помощью здоровой диеты, методов релаксации и физических упражнений.

Сохранение здоровья

Лучший способ сохранить здоровье — это вести здоровый образ жизни, а не ждать, пока болезнь решит проблемы со здоровьем. Шаги, которые помогут достичь хорошего самочувствия:

  • Употребляйте в пищу сбалансированную диету из большего количества природных источников
  • Каждую неделю по 150 минут выполняйте упражнения средней и высокой интенсивности
  • Проверяйтесь на наличие заболеваний, которые могут представлять определенный риск
  • Обучайтесь эффективному управлению стрессом
  • Участвуйте в деятельности, которая обеспечивает целеустремленность
  • Общайтесь с другими людьми и заботьтесь о них
  • Поддерживайте позитивный взгляд на жизнь
  • Определите систему ценностей и приведите ее в действие.

Статья по теме: Как необходимо поддерживать психическое здоровье детей в период пандемии вируса?

Почему психическое здоровье важнее физического?


Знакомый врач-терапевт недавно посетовала: «Нередко приходят на прием люди с жалобами на боли в сердце, желудке, а реальных физических заболеваний при этом у них нет. Причина симптомов — психическое состояние. Но пациенты этого не понимают, не знают, куда обращаться и что лечить». Как психологические факторы влияют на физическое здоровье? С этим и другими вопросами мы обратились к врачу-психотерапевту, заведующей амбулаторным отделением пограничных состояний № 2 Городского клинического психиатрического диспансера Минска Анне Пашник.


— Анна Иосифовна, давайте разберемся, что такое пограничное состояние?

— Это такое состояние, которое характеризуется некоторым изменением психического самочувствия, но не проявляется в виде серьезных психических отклонений. К пограничным состояниям относятся, например, депрессии, тревоги, неврастения, нарушение сна или пищеварительного поведения. Эти заболевания могут возникнуть у любого человека в связи с неблагоприятными обстоятельствами: стрессами, проблемами в семье, на работе, потерей близкого человека… Их может вызвать и физический недуг.


— Чем опасны пограничные состояния?

— Если человек не обращается к специалистам и остается без помощи, в конце концов может возникнуть риск суицида. Человеку с душевной травмой становится сложно выполнять прямые обязанности, профессиональные и семейные, и, не справляясь со своей жизнью, он может принять роковое решение. Также в состоянии депрессии, стрессовых переживаний повышается риск пристраститься к алкоголю, наркотикам.


— Что можете сказать о физических симптомах, болях, вызванных изменением психического самочувствия?

— Например, у человека прыгает давление, периодически возникают боли в области сердца, головокружение, при этом на обследовании у кардиолога или терапевта патологий сердечно-сосудистой системы не выявляется. Имеет смысл говорить, что это психосоматическое проявление: тело в целом здорово, но психика или обменные процессы в нервных клетках несколько нарушены и посылают ложные импульсы в тело. Чаще всего такое состояние возникает после стрессов, тяжелых перенесенных заболеваний, может быть разовое ухудшение самочувствия вследствие психического переутомления.


— Насколько распространены подобные явления?

— В последнее время пациентов с жалобами на физическую боль без подтверждения органической патологии становится больше. Дискомфорт в каждом органе нашего тела отражает эмоцию, которую вовремя не выплеснули. К примеру, боли в сердце, желудке могут появиться из-за тревоги, нервного, агрессивного состояния. Проблемы с печенью могут возникнуть из-за озлобленности, ненависти, с кишечником — из-за физического «неотпускания» кого-либо, например, ребенка во взрослую жизнь. Ком в горле говорит о «непроглатываемой» обиде.


— Могут ли симптомы, вызванные психологическими моментами, привести к реальному заболеванию? Или они временны?


— Если, к примеру, человек постоянно испытывает подташнивание, у него не переваривается пища, частая изжога и при этом очевидно, что гастроэнтеролог и терапевт помочь не могут, потому что проблема в психике, может развиться реальное заболевание пищеварительных органов. Ведь та же изжога — это постоянный ожог пищевода.


— Как самостоятельно понять, что проблемы не в теле, а в психике?

— Необходимо отслеживать, в связи с чем возникли новые симптомы. Например, после стрессов, скандалов. Причем не важно, стресс со знаком плюс или минус. При активном переживании нервная система работает с двойной-тройной нагрузкой. Например, свадьба по эмоциональной нагрузке недалека от переживания смерти близкого человека, хотя эти события из разных полюсов эмоций. Бесконечно радоваться тоже нельзя. Человеку нужно и погоревать, и попечалиться, и поскучать, потому что это развивает, дает толчок к тому, чтобы что-то искать, делать, изучать новое. Необходимо испытывать весь спектр эмоций, но только дозированно, в балансе, без резких переходов от плюса к минусу и наоборот.


— Какие виды помощи предлагаются людям в пограничном состоянии?

— При первичном обращении проводится осмотр у психотерапевта, когда врач собирает информацию о пациенте и наблюдает за его поведением. Далее — диагностика у психолога. Затем в зависимости от состояния человека предлагается лечение, амбулаторное или стационарное, потом — психокоррекционная помощь.

Специалисты помогают разобраться в семейных отношениях, в своих реакциях. Если у человека есть желание и цель, он может научиться управлять своим мышлением, эмоциями, поведением, по-другому поступать и реагировать, чтобы сохранить внутреннюю гармонию и здоровье.


— Как сохранить психическое здоровье?

— Важен полноценный сон, здоровое питание, подвижный образ жизни. Необходимо следить за физическим здоровьем. К примеру, любая респираторная инфекция ослабляет нервную систему. Очень важно не зацикливаться на переживаниях, а стараться сохранять внутреннее равновесие. И еще важно уметь ценить то, что имеешь, принимать себя со всеми недостатками.



Беседовала Наталья КОНСТАНТИНОВА.


Получить информацию о записи на прием в Минский городской центр пограничных состояний можно по телефону регистратуры: (8–017) 351-61-74. При обращении в центр постановка на психиатрический учет не производится.


Правила душевного спокойствия


Ежегодно 10 октября отмечается Всемирный день психического здоровья. Впервые он прошел в 1992 году и с тех пор проводится при поддержке Всемирной организации здравоохранения. По данным ВОЗ, каждый четвертый-пятый житель Земли страдает тем или иным психическим расстройством, а каждый второй имеет шанс им заболеть в течение жизни. Большинство из них (52 процента) — это люди с пограничными психическими расстройствами. Чтобы избежать психических заболеваний, важно уметь предотвращать возможное наступление недуга. Для поддержания здорового духа, кроме спорта, полноценного сна и правильного питания, специалисты дают такие советы.

• Постарайтесь создать благоприятную обстановку в семье. Конфликты и агрессия действуют на психику человека разрушающе.

• Найдите работу или дело по душе. Не стоит забывать и о хобби. Занятие любимым делом дарит «гормон радости».

• Позаботьтесь о здоровом окружении. Не общайтесь со злобными и завистливыми людьми. Заводите знакомства с интересными и позитивными.

• Не бойтесь своих негативных эмоций. Если в душе собрался негатив, не стоит замыкаться в себе. Найдите возможность выговориться, иначе накопленные обиды могут вылиться в серьезные психические расстройства.


Подготовила Марина КУЗЬМИЧ.

[email protected]

Консультация по теме: Взаимосвязь психического и физического здоровья дошкольников

Взаимосвязь психического и физического здоровья дошкольников

Проблема воспитания и развития здорового ребенка в, современных условиях является как никогда актуальной. Это объясняется тем, что достигнуть необходимого уровня интеллектуально-познавательного развития в процессе подготовки к школе может только здоровый дошкольник.

Укрепление здоровья детей – непременное условие их всестороннего развития и обеспечения нормальной жизнедеятельности растущего организма. Существуют различные взгляды ученых на определение понятий «здоровье» и «здоровый ребенок», (В. Т. Спиркин, Н. М. Амосов, Г. П. Юрко, Ю. Ф. Змановский, Т. Л. Богина, Ю. В. Вельтищев и др.).

Хорошее здоровье – один из главных источников счастья и радости человека, неоценимое его богатство, которое медленно и с трудом накапливается, но которое можно быстро и легко растерять.

Здоровье – важнейшее условие и в то же время результат полноценного физического и психического развития ребенка, особенно – его эмоциональной сферы.

Здоровый ребенок – как правило, жизнерадостный, активный, любознательный, выносливый, с достаточно высоким уровнем физического и умственного развития.

Здоровье ребенка – это состояние жизнедеятельности, соответствующее его биологическому возрасту, гармоничное единство физических и интеллектуальных характеристик, своевременное формирование адаптивных и компенсаторных реакций в процессе роста.

С физиологической точки зрения здоровье характеризуется правильной и согласованной работой всех жизненно важных органов и физиологических систем организма, их своевременным развитием.

Хорошее здоровье – основополагающее условие достижения успешных результатов в образовательном процессе и становлении основ личности.

Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как полное физическое, духовное и социальное благополучие человека.

Результаты специальных исследований (2006–2007 гг.) свидетельствуют, что в старшем дошкольном возрасте катастрофически уменьшается число здоровых детей. Чуть более 10% их входят в первую группу здоровья. Физиологическая незрелость наблюдается у 60%, функциональные отклонения – у 70%, хронические заболевания – у 50%.

Если 10 лет назад мы говорили о здоровом и крепком поколении, то в настоящее время можем только мечтать о целостно здоровом ребенке.

На Международном конгрессе «Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI веке», проходившем в Москве (2004), были выявлены принципиальные изменения в структуре заболеваемости детей 5–7 лет. Если ранее на первом месте стояли острые респираторные заболевания, то сейчас преимущественное распространение получили различные нервно-психические нарушения. Среди основных причин заболеваемости особое место занимает проблема повышенной тревожности, низкой стрессоустойчивости современных дошкольников.

Известно, что высокая пластичность и ранимость психики дошкольника требуют бережного к нему отношения, так как именно в дошкольный период закладываются основы здоровья и физического развития человека. Дети наиболее чувствительны ко всем влияниям окружающей среды, что сказывается на их функциональном состоянии и организме в целом.

Сложные социально-экономические события в нашей стране, явная невротизация взрослого населения привели к тому, что возросло число детей с невротическими расстройствами. По данным Захарова А.И., каждый третий мальчик и каждая четвертая девочка могут быть отнесены к категории «нервные дети».

Внешние источники угрозы психологической безопасности и здоровью ребенка:

  • Манипулирование детьми.
  • Индивидуально-личностные особенности персонала.
  • Межличностные отношения детей в группе.
  • Враждебность окружающей среды.
  • Несоблюдение гигиенических требований к содержанию помещений, отсутствие режима проветривания.
  • Интеллектуально-физические и психоэмоциональные перегрузки.
  • Нерациональное и скудное питание, его однообразие и плохая организация.
  • Неправильная организация общения.
  • Недооценка значения закаливания, сокращение длительности пребывания ребенка на свежем воздухе.
  • Отсутствие понятных ребенку правил, регулирующих его поведение в детском коллективе.
  • Неблагоприятные погодные условия.
  • Невнимание к ребенку со стороны родителей, асоциальная семейная микросреда.

Внутренние источники угрозы психологической безопасности ребенка:

  • Привычки негативного поведения в результате неправильного воспитания в семье.
  • Осознание ребенком своей неуспешности на фоне других детей.
  • Отсутствие автономности.
  • Индивидуально-личностные особенности ребенка.
  • Патология физического развития.

Общим источником угроз психологической безопасности ребенка является информация, которая неадекватно отражает окружающий его мир, т. е. вводит в заблуждение, в мир иллюзий.

Проще говоря, когда взрослые обманывают ребенка. И это может привести к психологическому срыву. Например, убеждают, что мама скоро придет, и малыш находится в состоянии напряженного ожидания.

Психическое здоровье – это состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических явлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения и деятельности.

Основу психического здоровья составляет полноценное психическое развитие ребенка на всех возрастах онтогенеза.

Основным условием нормального психосоциального развития ребенка (помимо здоровой нервной системы) признается спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря полноценному присутствию родителей, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребенка, беседуют и играют с ним, поддерживают дисциплину и т.п. Следует помнить, что нарушения психического здоровья гораздо чаще отмечаются у детей, которые страдают от недостаточного общения со взрослыми и их враждебного отношения, а также у детей, которые растут в условиях семейного разлада.

Психологическое здоровье предполагает здоровье психическое, основу которого составляют полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах детства.

В основе психологического здоровья являются душевных комфорт и духовное развитие человека.

Забота о психологическом здоровье предполагает внимание к внутреннему миру ребенка, к его чувствам и переживаниям, увлечениям и интересам. Способностям и знаниям, его отношению к себе, сверстникам, взрослым и окружающему миру, происходящим семейным и общественным событиям, к жизни, как таковой. Задача взрослого – помочь ребенку в соответствии с его возрастом овладеть средствами самопонимания, самопринятия и саморазвития.

Ухудшение как физического, так и психического здоровья детей в значительной мере связано как с негативными явлениями экологической и социальной обстановки, так и с недостатками в организации и осуществлении медико-педагогического контроля за психофизическим развитием, состоянием здоровья воспитанников в условиях детского сада.

Следует отметить наличие в условиях детского сада стрессовых ситуаций: не везде создается атмосфера доброжелательности и эмоционального благополучия, психического комфорта. Имеет место разобщенность взрослых и детей как в детском саду, так и в семье. Это нередко приводит к повышению напряженности, тревожности и агрессивности в поведении детей.

Завышенные требования со стороны педагогов и родителей к уровню подготовленности к школе приводят к переутомлению, нервному перевозбуждению ребенка и формированию у него привычек малоподвижного образа жизни. При этом важно подчеркнуть, что самостоятельная двигательная активность детей на шестом году жизни все больше ограничивается и в детском саду, и в семье (увеличивается продолжительность образовательных занятий с преобладанием статических поз). Становится тревожной тенденцией чрезмерное увлечение компьютерными играми, просмотрами телепередач и видеодисков, что значительно превышает по времени допустимые нормы.

В некоторых дошкольных учреждениях налицо нерациональная организация жизнедеятельности детей: сокращается длительность прогулок; занятия физической культурой на улице проводятся нерегулярно, индивидуальная работа по развитию движений незначительна.

Следует также отметить недооценку значимости роли подвижной игры как основного источника эмоционального развития ребенка.

К числу причин, влияющих на здоровье старших дошкольников, также относятся:

– отсутствие целенаправленной системы работы в условиях детского сада и семьи по формированию осознанного отношения к своему здоровью и стремления к здоровому образу жизни;

– использование разных программ и технологий, не всегда соответствующих требованиям подготовки детей 5–7 лет к школе.

Оздоровительный режим в семье и дошкольном учреждении

Рациональный оздоровительный режим является основным психогигиеническим и психопрофилактическим средством в дошкольных учреждениях. Дошкольное детство – это период наиболее интенсивного психического развития. Проявления чувств дошкольника самые непосредственные: если радость, то огромная; если обида, то сильная; если страх, то большой. Эти факторы могут способствовать возникновению и развитию у детей дистрессовых невротических состояний. Поэтому для ребенка так важно отношение взрослых, прежде всего мамы, которая для большинства детей является высшим и непререкаемым авторитетом. Если взрослые, тем более мамы, не учитывают особенностей эмоционального развития дошкольников, то могут возникнуть условия для отклонений, нервно-психических нарушений, вплоть до выраженных неврозов. Так, при наличии в семье 2-3 детей с незначительной разницей в возрасте более внимательное и заботливое отношение родителей к одному ребенку может вызвать у другого малыша чувство ревности. У детей 4-5 лет начинает проявляться эмоционально-чувственное отношение к родителям, родным и сверстникам. Невротические реакции возникают, как правило, при отсутствии эмоционального контакта и взаимопонимания с родителями. Профилактика, а иногда и лечение таких отклонений в поведении ребенка во многом определяются после консультации с детским неврологом или психологом и, как правило, способствуют улучшению отношения родителей к детям.

Возникающий эмоциональный стресс вызывает изменения деятельности физиологических систем, степень выраженности которых зависит не только от условий жизни, воспитания, но и от врожденных особенностей нервной системы. Наиболее подвержены эмоциональным взрывам дети со слабой нервной системой.

У этих детей физиологическое состояние напряжения (стресс) может очень скоро перейти в патологическое состояние дистресса. Родители и педагоги должны предупреждать возникновение таких ситуаций и уж, во всяком случае, не провоцировать их.

Из каждой аналогичной ситуации следует попытаться найти выход. Вводить ребенка в сферу переживаний взрослых следует очень тактично. Надо постоянно и заботливо приучать малыша проявлять внимание к окружающим людям, воспитывать у него чувство сопереживания, подтверждая это собственным примером. Например, поддержать возникшую реакцию жалости можно такой фразой: «Нельзя бросать куклу – ей будет больно», или поощрить радостную реакцию при виде живого существа – это укрепляет чувство сопереживания. Взрослые должны уметь управлять эмоциональными реакциями маленьких детей. Ребенку следует объяснить причину слез или обиды другого человека. Воспитание проявлений разумной гуманности — эффективный прием укрепления эмоционального здоровья.

С целью купирования и предупреждения нежелательных аффективных проявлений у детей рекомендуются определенные психолого-педагогические приемы.

Большую роль играют индивидуальные беседы воспитателей и психологов с ребенком и родителями. Все дети разные, у каждого свой характер, свои привычки и особенности нервной системы. Поэтому к каждому ребенку родители, воспитатели-педагоги должны подобрать индивидуальный ключ, найти свой подход. Лучше, чтобы это делал квалифицированный психолог. Работа с ребенком должна основываться на строго индивидуальном подходе, с учетом сведений, характеризующих семейную обстановку, характер и психическое состояние родителей, особенности ребенка.

Игры имеют важное оздоровительное значение, особенно для психического развития и здоровья детей. Отечественными психологами установлено, что игра представляет собой ведущую деятельность в период дошкольного детства, обеспечивая переход к следующей ведущей деятельности младших школьников — учебной. Оздоровительная роль игры прежде всего проявляется в формировании эмоционального мира ребенка. Положительные эмоции, возникающие в игровых действиях, рассматриваются как надежный антистрессовый фактор. Игры познавательного и развлекательного характера могут предупредить развитие нарушений в состоянии нервной, сердечно-сосудистой и других систем организма ребенка. К тому же игра на свежем воздухе оказывает оздоровительный эффект. Характер взаимоотношений ребенка с детьми и взрослыми в сюжетно-ролевой деятельности формирует личные качества, оказывает существенное влияние на психическое здоровье, развитие эмоций.

В играх ребенок вступает в сложные взаимоотношения не только со взрослыми, но и со сверстниками. Особенно это относится к сюжетно-ролевым играм. Именно в такой деятельности начинают формироваться личностные качества. Родители и педагоги-воспитатели в общении с детьми должны учитывать, что характер этих взаимоотношений оказывает существенное влияние на психическое здоровье и развитие эмоций. Игра — это наилучший регулятор эмоционального поведения ребенка. Игровая коррекция поведения старшего дошкольника начинается с использования игры-драматизации, в которой роли распределяет сам ребенок. Обязательной особенностью игры является не только объяснение взрослым ее содержания, но и смена ролей, когда ребенок выступает, например, то в роли мамы, то папы и т. д. Тем самым обогащается эмоциональный мир ребенка, исчезают ненужные страхи и тревоги.

Использование игр с эмоционально-оздоровительными целями возможно и у младших дошкольников при разыгрывании кукольных сцен. Взрослые должны приготовить набор игрушек, изображающих мальчиков и девочек, а также различных животных (волк, заяц, медведь, еж, лисица и др.). Правильно разыгранное взрослыми кукольное представление побуждает детей к активному участию в нем с оказанием помощи персонажу, попавшему в беду.

Для полноценного развития и укрепления здоровья ребенка необходимо научить его трудиться уже в дошкольном возрасте. Важно не только с нравственных, но и с оздоровительных позиций трудиться рядом с ребенком. Положительные эмоциональные переживания во время такой совместной деятельности оказывают благоприятное влияние на функциональное состояние мозга, повышают тонус, что улучшает деятельность всех органов и систем.

В отличие от взрослых, для которых естественной средой общения является язык, естественной средой общения для ребенка являются игра и разнообразная деятельность. Родители, желающие здоровья своему ребенку, должны быть его партнерами в играх. Можно использовать несколько совместных игровых упражнений.

Между понятиями труд (деятельность), эмоции и здоровье есть глубокая внутренняя связь. Потребность в деятельности — необходимое условие развития человека, которое проявляется в раннем возрасте сначала в виде предметной деятельности, потом — игры. Для полноценного развития и укрепления здоровья ребенка необходимо научить его трудиться уже в дошкольном возрасте, дать почувствовать ему ту эмоциональную окраску, которая есть у любого творческого труда. Это очень важно не только с нравственных позиций, но и с оздоровительных. Эмоциональные переживания во время такой деятельности оказывают благоприятное влияние на функциональное состояние мозга, повышают тонус, что улучшает деятельность всех органов и систем, протекание биохимических процессов. В результате возрастает работоспособность, улучшается настроение и медленнее наступает утомление. Сам характер игровой, а в последующем и трудовой деятельности претерпевает изменения в течение дошкольного детства. Старшие дошкольники играют, занимаются конструированием, лепкой, рисуют. Изучение рисунков детей, особенно по таким темам, как «В детском саду», «Дома», «Во дворе», «Семья», позволяет получать представление о внутреннем мире ребенка, его интересах и переживаниях. Особенно эффективными для устранения повышенной тревожности и нервности детей являются рисунки с обязательным изображением его автора смелым и храбрым. Все выдающиеся отечественные педагоги очень хорошо понимали роль эмоций в воспитании здорового ребенка. Для того чтобы психическое здоровье ребенка формировалось нормальными темпами и он рос здоровым, педагог должен поддерживать в нем жизнерадостное настроение и бодрость. Отечественный врач и педагог Е. А. Аркин указывал: «Как физическая постановка нашего тела, так и душевная установка по отношению к окружающему миру — всецело дело воспитания, результат тех примеров и образцов, которые ребенок видит и слышит со стороны родителей». Самое главное в дошкольном воспитании — это любовь родителей, внимание к ребенку персонала, положительный пример взрослых — все это может сделать оздоровительные мероприятия максимально эффективными.

Психологическое здоровье человека: определение, особенности, факторы

Здоровье – это одно из непременных условий нормального функционирования организма человека. Поскольку здоровье рассматривается на каждом уровне: биологическом, социальном, а также психическом – то и его исследованием занимаются различные дисциплины (анатомия и физиология, медицина, социология, философия, психология). В психологии оно изучается на личностном уровне.

Определение

Понятие психологического здоровья можно рассмотреть через призму хорошего физического самочувствия. О том, что такое здоровье, известно каждому. Многие люди искренне убеждены в том, что хорошее самочувствие – это, прежде всего, отсутствие болезней. Такое мнение является верным лишь отчасти. Ведь само по себе здоровье означает не только отсутствие заболеваний как таковых, но и умение адаптироваться к меняющимся условиям окружающей среды, разным уровням физической нагрузки. В этом понятии нет ничего сложного. Но когда речь идет о психологическом здоровье, то здесь с определением могут возникать трудности.

Уже древнегреческий философ Платон говорил о том, что здоровье, подобно красоте, включает в себя соразмерность и требует «согласия противоположностей». Платон подчеркивал, что истинное здоровье выражается в правильном соотношении душевного и телесного. Нередко человек может отождествлять свое эмоциональное состояние с физическим: «Я себя неважно чувствую — поссорился в очередной раз с братом», «У меня после этого события душевная травма». Известны слова песни: «Душа болит, а сердце плачет». Таким образом, можно сделать следующий вывод: под психологическим здоровьем, душевным и эмоциональным понимается одно и то же.

Согласно научному определению, психологическое благополучие представляет собой такое состояние, в котором у человека имеется возможность полностью реализовать свой творческий потенциал, справиться с повседневными стрессами, продуктивно трудиться. При этом стоит подчеркнуть, что такое состояние не всегда может быть исчерпано только лишь медицинскими или психологическими терминами. В нем всегда присутствует субъективная оценка, отражающая социальные нормы регуляции духовной жизни.

Основные факторы

Мы рассмотрели, что такое психологическое здоровье. Однако мало знать только лишь определение термина. В практической деятельности полезно также обладать сведениями и о том, от чего зависит такое состояние. В науке выделяют несколько факторов психологического благополучия человека. Условно их делят на две категории: это факторы среды и субъективные особенности. К примеру, под первым понятием для детей подразумевается обстановка в семье и в детском учреждении. Под субъективными факторами понимаются личностные особенности человека, которые были сформированы в процессе его взаимодействия с миром начиная с самых ранних лет.

Некоторые ученые разделяют факторы эмоционального благополучия на следующие категории:

  • Генетические.
  • Социальные.
  • Экономические.
  • Внутренние (эмоциональные).

Аспекты эмоционального благополучия

Традиционно психологи относят к психологическому, или душевному, здоровью два его аспекта – эмоциональный и интеллектуальный.

Особенности интеллектуального аспекта отражаются в том, каким образом протекают процессы памяти, мышления, внимания. Например, психологически полноценный и здоровый ребенок в дошкольном возрасте осуществляет переход от наглядно-действенного к наглядно-образному типу мышления. Оно позволяет освоить три типа деятельности: игровую, конструктивную, а также изобретательную. Проявление данного аспекта в детском возрасте неразрывно связано с развитием речи.

Что касается эмоционального аспекта, то он неразрывно связан с тем, какого характера чувства переживает малыш во время своего взаимодействия с миром. Например, в дошкольном возрасте ребенок очень зависит от матери в эмоциональном плане, и характер взаимоотношений с ней накладывает непосредственный отпечаток на его эмоциональное здоровье. В подростковом возрасте данный аспект будет зависеть от особенностей его адаптации в коллективе сверстников. Во взрослом возрасте большое значение приобретают отношения с партнером по браку, детьми и родителями, друзьями.

От чего зависит благополучие ячейки общества?

Немало исследований посвящено вопросу о том, каковы основные факторы, влияющие на психологическое здоровье семьи. Здесь исследователи также выделили несколько групп факторов.

  • Внешние обстоятельства. Каждый член семьи на протяжении дня общается с разными людьми, чаще всего накапливая негативные переживания и утомленность, нежели позитивные эмоции. Эти переживания он может передавать и другим членам семьи.
  • Внутренние факторы. Как правило, проблемы в данной сфере касаются финансовой стороны жизни, отсутствия взаимопонимания.
  • Личностные комплексы, отсутствие доверительных отношений. Взрослые члены семьи не могут договориться; или же супруги не в состоянии раскрыть друг другу свои переживания.

Душевное состояние ребенка

Что касается психологического здоровья детей, то оно практически полностью определяется качеством взаимоотношений, которые складываются у ребенка со взрослым окружением. Все то, что происходит в жизни малыша в дошкольный период, продолжает оказывать влияние на состояние его психики в начале школьной жизни.

Уровни психологического здоровья у детей

Поскольку душевное благополучие предполагает наличие равновесия между личностью и окружающей средой, то в качестве главного критерия в психологии здесь выступает адаптация ребенка в обществе. Ученые выделяют несколько уровней эмоционального благополучия:

  • Креативный. Ребенок легко адаптируется в любой среде. У него есть ресурсы для преодоления трудных ситуаций, он полон активности.
  • Адаптивный. В целом малыш хорошо адаптирован в обществе, однако иногда проявляются отдельные моменты дезадаптации.
  • Ассимилятивно-аккомодативный. Дети этого уровня не способны строить гармоничные отношения с миром, или же их поведение зависит от внешних факторов.

Уровни душевного благополучия у взрослых

Какие есть уровни психологического здоровья у взрослых людей? Ученые выделяют три ступени: витальное, социальное и экзистенциональное душевное благополучие.

Витальное психологическое благополучие предполагает ответственное отношение человека к своим биологическим потребностям, нуждам своего тела. Такой человек не только следит за своим физическим здоровьем, но и старается уделять внимание мышечным зажимам и панцирям, которые образовались в результате психического напряжения.

На социальном уровне эмоциональное благополучие определяется теми отношениями, в которые человек вступает по своей воле. Наиболее значимыми для него становятся те взаимоотношения, которые определяются нормами права, морали, нравственностью. Человек, являющийся душевно благополучным, способен ставить перед собой цели, достижение которых полезно как для него самого, так и для окружающих людей.

Здоровье на экзистенциональном уровне означает, что индивид способен ориентироваться в глубинном внутреннем мире, доверяет собственному опыту. Показателем здоровья на данном уровне является наличие смысла жизни, устремление к идеалу.

Соотношение души и тела

Отдельно стоит уделить внимание соотношению психологического и физического здоровья. Начиная с древних времен люди пытались объединить идею гармонии души и тела, которая должна быть основой для счастливой жизни человека. Известна идея о том, что в здоровом теле – здоровый дух. Однако во многих учениях говорится о том, что крепкое физическое здоровье еще не является показателем силы духа. Таким образом, состояние и тела, и души постоянно требуют пристального внимания и работы над собой. В своем интервью генерал-полковник Ю. Л. Шевченко на вопрос о том, какой вид здоровья важнее, ответил: «Важнее – духовное. Ведь если человек живет в постоянном страхе и тревоге, его организм начинает саморазрушаться».

К подобному мнению склоняются и многие медики. Считается, что порядка 80% всех физических заболеваний начинаются именно с психологической дисгармонии. А индийская и китайская философии постулируют, что базой для здорового тела может быть только душевное здоровье, равновесие духа. Известно, что сильная психика может существенно влиять на состояние всего организма. Психическая стойкость больного, положительные самовнушения нередко становятся одними из важнейших опор в борьбе с болезнью. С другой стороны, человек может сам наносить психологический вред здоровью. Это происходит в том случае, когда он поддается негативным мыслям, самообвинениям, тревогам, страхам, агрессии. Подобные состояния приводят к нарушению баланса в работе многих органов и систем – прежде всего, нервной, гормональной, кровеносной, иммунной. И поэтому стресс всегда отражается на физическом состоянии человека. Несмотря на повсеместную распространенность стресса, можно с уверенностью утверждать, что он является непозволительной роскошью в отношении физического здоровья.

Психосоматика: группы риска

В своей работе, обобщающей данные различных исследований, В. И. Гарбузов группирует черты характера, которые могут предопределять психосоматические болезни. По мнению исследователя, болезнь может угрожать следующим категориям людей:

  • Слишком решительным и активным, постоянно склонным брать на себя большую ответственность.
  • Долго и напряженно работающим, отличающимся обостренным чувством долга.
  • Слишком добросовестным, болезненно реагирующим на чужие оценки.
  • Тем, кто предрасположен постоянно концентрироваться на негативных переживаниях.
  • Сдержанным, контролирующим свои эмоции вплоть до их полнейшего подавления.
  • Тем, кто не умеет приспосабливаться к меняющимся жизненным условиям.
  • Ранимым, тревожным людям, которые слишком сильно реагируют на чужую агрессию.
  • Неспособным выражать свои эмоции и переживания.

Благополучный человек – каков он?

Для человека, обладающего психическим и психологическим здоровьем, неприемлемы идеи тотального одиночества, полной заброшенности, пессимистический взгляд на мир. Ведь что бы ни происходило в жизни, главным фактором все же является реакция человека на события, его взгляд на вещи. Тот человек, который в самой страшной ситуации способен найти для себя хотя бы что-то хорошее, стремится к духовному и личностному росту, не станет отчаиваться и предаваться разрушительному унынию.

Это поможет ему сохранить психическое и психологическое здоровье. В воспитании детей взрослым также следует уделять пристальное внимание навыкам эмоциональной регуляции. Ведь только собственной мудростью родители могут научить ребенка находить даже в трудных жизненных ситуациях опору в себе, учиться наращивать ресурсы психологического противостояния трудностям, совершенствоваться и расти духовно. Напоследок можно упомянуть знаменитую армянскую пословицу: «Смех – здоровье души». Чтобы сохранить эмоциональное здоровье, полезно как можно чаще смеяться и улыбаться — тогда и все болезни обойдут стороной.

Отсутствие внутреннего равновесия

Психологически здорового человека можно легко определить по его адекватному отношению к событиям внешнего мира – как позитивным, так и не самым приятным. Такой человек открыт миру, он способен на продуктивное сотрудничество, умеет защитить себя от ударов жизни, а также вооружен всеми необходимыми ему знаниями и навыками, которые позволяют защищаться от неприятностей. Если же человек замыкается в себе, стремится уйти от контактов с людьми, считает себя совершенно одиноким и никому не нужным, здесь можно задуматься о нарушении психологического здоровья. К сожалению, далеко не многие люди, обнаружив у себя трудности, обращаются к специалистам за помощью. Такое поведение можно сравнить с нежеланием обращаться к стоматологу: пока зуб не начнет болеть, поход постоянно откладывается. Между тем психологи рекомендуют обращаться за помощью в следующих случаях:

  • Если в жизни присутствуют страхи. Они могут быть как мелкими, так и глобальными – в обоих случаях на них необходимо обратить внимание. Это может быть страх высоты, выступления перед большой аудиторией, боязнь темноты и т. д.
  • Имеются проблемы во взаимоотношениях. Это один из самых сложных аспектов человеческого бытия, и проблемы в данной сфере могут пошатнуть состояние психологического здоровья у кого угодно.
  • Сильный стресс. Это могут быть неприятности на работе, разлад дома, денежные потери, уход близкого человека, техногенная катастрофа. В подобных ситуациях человеку сложно справиться с проблемами в одиночку. Лучшим способом сохранить психологическое здоровье будет обращение к специалисту.

Способ укрепления психики: работа над эмоциями

Точно так же, как и здоровье физическое, человек может укреплять свое эмоциональное здоровье. В таком случае он даст себе шанс стать более активным и энергичным, избавиться от пассивности и апатии и научиться переходить из состояния бессилия к продуктивности.

Одним из важнейших условий психологического здоровья является позитивное эмоциональное состояние. В последнее время все больше врачей признают, что негативные переживания способны серьезно сказаться на состоянии душевного и физического здоровья. Ученые утверждают, что те люди, которые страдают от излишней тревожности, агрессии или подозрительности, рискуют заполучить какое-либо заболевание (например, астму, болезни сердечно-сосудистой системы, головные боли) с гораздо большей вероятностью.

В то же время положительные переживания воздействуют на человека с точностью до наоборот. Ученые исследовали группу из 122 человек, которым довелось пережить сердечный приступ. Оценке подвергался их уровень оптимизма и пессимизма. По прошествии 8 лет умерли 21 законченный пессимист из 25. А из 25 самых жизнерадостных участников эксперимента ушли в мир иной лишь 6.

Упорство в преодолении трудностей

Одним из важнейших психологических факторов здоровья, в том числе и физического, является умение справляться с трудностями. Человек может сохранить свое душевное благополучие только в том случае, когда он умеет преодолевать те проблемы, которые возникают на его жизненном пути. Тот же, кто пасует и ломается перед лицом трудностей, подвергает угрозе как свое психологическое благополучие, так и физическое здоровье.

Развитие психологического здоровья всегда означает, что человек научился преодолевать проблемы в своей жизни. Напротив, тот, кто является слабым, неблагополучным в душевном плане, будет постоянно чувствовать обиду на себя, обстоятельства, обвинять окружающих, изображать усталость.

Методы укрепления внутреннего равновесия

Рассмотрим несколько способов укрепления психологического здоровья посредством влияния на эмоциональную сферу.

  • Небольшие радости. Когда мы умеем замечать даже небольшие достижения и победы, это существенно повышает уровень удовлетворенности жизнью. Конечно, чаще всего приходится справляться с трудностями, нежели праздновать победу. Но счастья можно не ждать, а создать его самостоятельно. Для этого необходимо научиться радоваться самым небольшим своим победам – ведь именно они и являются теми «кирпичиками», из которых состоит душевное благополучие.
  • Приятное общение. Когда человек общается с теми людьми, которые вызывают у него симпатию, это приводит к повышенной выработке окситоцина – гормона привязанности и безопасности. Позитивное общение необходимо каждому человеку, даже если он убеждает себя, что и в одиночестве ему живется неплохо. В особенности данному аспекту следует уделять внимание тем людям, профессиональная деятельность которых сопряжена с большим количеством стресса в общении. Например, будет ли крепким психологическое здоровье педагога, если его общение большей частью состоит из взаимодействия с трудным классом? Такой преподаватель рискует утратить не только душевное равновесие, но и пострадать от психосоматических болезней. Именно поэтому всегда необходимо уравновешивать негативные переживания (в данном случае — общение) положительными эмоциями.
  • Конечно, не всегда легко бывает отыскать тех людей, на которых можно положиться в трудную минуту. Но можно создать и искусственный «круг счастья», можно воспользоваться альтернативами – например, восполнять недостаток социальных связей общением с животными, в больших коллективах или даже в социальных сетях. В последнем случае окситоцина будет вырабатываться меньше, однако все-таки на некоторое количество можно рассчитывать.
  • Полчаса покоя или медитации. День современного человека насыщен событиями: с самого утра приходится куда-то бежать, спешить переделать десятки дел. Он буквально попадает в водоворот дел, не замечая, как проносятся месяцы и годы. А вечером смотрит криминальные хроники, ужастики или боевики. Это в корне неправильный подход, обеспечивающий не сохранение психологического здоровья, а скорее наоборот – его разрушение. Поэтому крайне полезно внедрить в повседневную жизнь практику под названием «полчаса спокойствия». Заключается она в том, чтобы заранее запланировать для себя 30 минут совершенно спокойной жизни. Можно просто расслабиться, подумать о своих планах, мечтах и целях. Можно помедитировать в это время или поразмышлять о детских годах. Это будет способствовать укреплению психологического здоровья, поможет прожить следующий день более продуктивно.

Сохранить и укрепить свое душевное благополучие можно даже в самых сложных обстоятельствах. Для этого необходимо отказаться от бесконечной череды самообвинений, продумать возможные пути решения проблемы и начать действовать. В сложных ситуациях те люди, которых можно назвать психологически здоровыми, берут на свои плечи ответственность за ситуацию и отыскивают решения проблем. Инфантильные и незрелые люди погружаются в самообвинения и переживания, тем самым ухудшая свое физическое здоровье и эмоциональное состояние.

Психологические техники и принципы саморегуляции психического и физического здоровья


Даты программы
29 ноября 2020 года –

17 января 2021 года

Количество часов

40 часов

Форма обучения

заочная в онлайн-формате

Расписание занятий

29 ноября 2020, 10.00-13.00

06 декабря 2020, 10.00-13.00

13 декабря 2020, 10.00-13.00

20 декабря 2020, 10.00-13.00

27 декабря, 10.00-13.00

17 января, 10.00-13.00 

Удостоверение о повышении квалификации

Содержание программы

 

Тема 1.

Генезис здоровья: проблема соотношения психического и физического в человеке

Определение понятия «здоровье» в контексте теории психологии здоровья. Здоровье и гармония. Содержание понятия «человеческая телесность. Единство телесного и духовного в человеке. Духовное бытие и смысл жизни личности. Сознание и тело: голографическая гипотеза функционирования мозга. Образ телесного «Я» и его подструктуры. Витальность как философская категория, отражающая уровень целостного состояния здоровья.

 

Тема 2.

Психология здоровье: от сукцессивного к симультанному знанию

Критерии здоровья: боль и ее значение для человека. Висцериальные и вертоброгенные признаки целостного состояния здоровья. Когнитивные и чувственные признаки здоровья. Гендерные особенности психических и телесных репрезентаций. Критерии и проблемы восприятия и оценки состояния здоровья: сукцессивная модель рефлексии.

 

Тема 3.

Научные принципы и техники саморегуляции

Адаптационные резервы организма. Оценка и самооценка состояния физического здоровья.

Представление о психологической устойчивости. Индивидуально-типологические аспекты психического здоровья. Душевное здоровье и культура. Здоровье и образ жизни. Креативная природа человека. Принципы и приемы развития телесного сознания.

 

Тема 4.

Природа транса: трансперсональный подход в терапии психосоматических состояний

Транс и его значение в жизни человека. Образ: генезис и механизмы психического воздействия. Трансперсональные аспекты и техники саморегуляции. Терапевтическое воздействие образа на психосоматическую сферу.

 

Тема 5.

Пластико-двигательные методы диагностики и коррекции психических и психосоматических проблем. 

Трансперсональные телесно-ориентированные техники терапии. Уровни построения движения (Н.А. Бернштейн). Типология движений в свете функционального подхода (авторский инновационный подход В.Н. Никитина). «Пластическое движение». Пластичность как одно из свойств ЦНС. Структура и модели терапии движением. Пластико-когнитивные методы диагностики и коррекции психосоматических состояний (авторский инновационный подход В.Н. Никитина). Современные концепции психической саморегуляции. Экзогенный и эндогенный подход в процессе регуляции психосоматического состояния. Роль сознания в организации процесса саморегуляции. Сущность и механизмы техник регуляции целостного состояния здоровья. Движение как инструмент саморегуляции (авторский инновационный подход В.Н. Никитина).

 

Тема 6.

Трансперсональная голосовая терапия

Резонанс и его терапевтическое значение. Трансгрессивная природа голосового звучания. Диагностика личностного и психосоматического статуса по характеристикам голосового звучания. Сущность и техники трансперсональной голосовой терапии (авторская методика В.Н. Никитина). Влияние сенсорных нарушений на восприятие тела и его функций. Холистический подход в регуляции состояний и функций психики и организма. Индивидуальные модели саморегуляции.


 

 

Задать вопросы по программе можно по прямому телефону:  8 (499) 650-75-25

Записаться в группу

Словарь терминов по вопросам здоровья и болезней, питания и фитнеса (средний, выше среднего)

Психологические исследования показывают, что ваш разум и ваше тело сильно связаны . По мере того, как ваше психическое здоровье ухудшается на , ваше физическое здоровье может изнашиваться , и если ваше физическое здоровье ухудшается, это может заставить вас чувствовать себя умственно «подавленным».
(Американская психологическая ассоциация, 2005 г.).

Чтобы найти ключи к здоровому образу жизни сегодня, мы должны обратиться к нашему прошлому.История эволюции человека показывает четкую связь между нашим физическим здоровьем и психологическим благополучием . Греки понимали важность здорового разума в здоровом теле. Это кредо стало основой их цивилизации. Современная жизнь вызывает короткое замыкание нашего тела и разума .

(выдержка из 7 привычек для здорового духа в здоровом теле Кристофера Бергланда Кристофера Бергланда, полная статья)

Фитнес означает не только физическую форму, но и психическое состояние человека.Если человек физически здоров , но психически нездоров или обеспокоен , он или она не сможет оптимально функционировать. Психического здоровья можно достичь только в том случае, если ваше тело хорошо функционирует. Вы можете помочь расслабить собственный разум и избавиться от стресса , регулярно занимаясь спортом и правильно питаясь. Физически здоровые люди также более здоровы, могут поддерживать свой оптимальный вес , а также не подвержены сердечным и другим проблемам со здоровьем.Чтобы поддерживать расслабленное состояние ума, человек должен быть физически активным. Человек, который находится в хорошей физической и психологической форме, достаточно силен, чтобы противостоять взлетам и падениям жизни, и на него не влияют резкие изменения, если они происходят. Чтобы стать физически здоровым, также необходимо изменить образ жизни. Вам нужно будет включить в свою жизнь регулярные упражнения , а также есть более здоровую пищу. Избегая нездоровой пищи , газированных напитков , вредных привычек, таких как курение и алкоголь, и к , получая достаточного количества отдыха , вы сможете стать физически и морально здоровыми.Всего за исключения всех этих пищевых веществ из своей жизни , независимо от того, насколько временно, вы позволите своему телу детоксифицировать и стать сильнее. Убедитесь, что вы больше времени проводите на открытом воздухе на солнце и свежем воздухе и занимаетесь более здоровой деятельностью.

(полная статья)

PPT — Физические расстройства и психология здоровья Презентация PowerPoint

  • Физические расстройства и психология здоровья Глава 7

  • Психологические и социальные факторы, влияющие на здоровье • Психологические, поведенческие и социальные факторы • Являются основными причинами соматических заболеваний и болезней • Примеры включают СПИД, рак, сердечно-сосудистые заболевания • Признание того, что психологические факторы могут влиять на медицинские состояния • Психологические подходы к здоровью и болезням • Поведенческая медицина — Профилактика, диагностика, лечение соматических заболеваний • Психология здоровья — Психологические факторы, участвующие в укреплении здоровья

  • Как психологические и социальные факторы влияют на медицинское заболевание ? • Два основных пути • Психологические факторы могут влиять на основные биологические процессы • Давние модели поведения могут подвергать людей риску заболевания • СПИД является примером обеих форм влияния • 50% основных причин смерти в США.S. связаны с моделями поведения

  • Психосоциальные факторы напрямую влияют на физическое здоровье

  • Обзор стресса и реакции на стресс • Природа стресса • Стресс — физиологическая реакция человека на стрессор • Реакция на стресс варьируются от человека к человеку • Реакция на стресс и общий синдром адаптации • Фаза 1 — реакция на тревогу (возбуждение симпатической нервной системы) • Фаза 2 — состояние сопротивления (мобилизованное копирование и действие) • Фаза 3 — состояние истощения (хронический стресс, необратимое повреждение)

  • Физиология стресса • Биология стресса • Стресс активирует симпатическую ветвь ВНС • Стресс активирует ось HPA, производя кортизол • Связь между гиппокампом и активацией HPA • Функция гиппокампа в цикле HPA-стресс-реакция • Гиппокамп — часть лимбической системы, очень чувствительная к кортизолу • Гиппокамп hel ps, чтобы выключить цикл HPA • Хронический стресс может повредить клетки гиппокампа • Повреждение клеток гиппокампа препятствует остановке петли HPA

  • Психологические и социальные факторы: их связь с физиологией стресса • Исследования на приматах: высокие и низкие Социальный статус • Высокий уровень кортизола связан с низким социальным статусом • Низкий социальный статус связан с меньшим количеством лимфоцитов и подавлением иммунитета • Доминирующие мужчины выигрывают от предсказуемости и управляемости • Уязвимости, связанные с психическими заболеваниями, способствуют физическим заболеваниям • Стресс, кажущаяся неконтролируемость, низкая социальная поддержка , отрицательный эффект • Интерпретация физиологической реакции и ситуации кажется критической

  • Ответы на угрозы и вызовы варьируются в диапазоне от депрессии до возбуждения

  • Пути, через которые психологические факторы могут повлиять на начало и развитие иммунной системы em-опосредованное заболевание

  • Вирус приобретенного иммунодефицита (СПИД) • Природа СПИДа • Путь от ВИЧ к полномасштабному СПИДу варьируется • Среднее время от первоначального инфицирования до полномасштабного СПИДа составляет 7.От 3 до 10 лет и более • Стресс, связанный с постановкой диагноза СПИД, может быть разрушительным • Роль программ снижения стресса • Повышенный стресс и низкая социальная поддержка ускоряют прогрессирование заболевания • Снижают стресс при диагностике, улучшают работу иммунной системы • На СПИД влияют психологические, Поведенческие и социальные факторы

  • Рак: психологическое и социальное влияние • Область психонкологии • Изучение психологических факторов и их связи с раком • Психологические и поведенческие вклады в развитие рака • Воспринимаемое отсутствие контроля • Неадекватные или несоответствующие реакции ( е.g., отрицание) • Непреодолимые стрессовые жизненные события • Рискованное поведение в отношении образа жизни • Психологические факторы также задействованы в химиотерапии • Рак находится под влиянием психологических, поведенческих и социальных факторов

  • Сердечно-сосудистые проблемы: гипертония • Гипертония — высокая Артериальное давление • Основной фактор риска инсульта, сердечных заболеваний и заболеваний почек • Вызывает износ кровеносных сосудов • Эссенциальная гипертензия является наиболее распространенной формой • Факторы, способствующие и связанные с гипертонией • Поражают 20% всех взрослых людей в возрасте из 25 и 74 • Афроамериканцы чаще всего разовьются гипертонией по сравнению с европейцами • Соль, объем жидкости, симпатическое возбуждение, стресс и образ жизни вносят свой вклад • Основные психологические факторы включают гнев и враждебность • На гипертонию влияют психологические, поведенческие и социальные Факторы

  • Сердечно-сосудистые заболевания: ишемическая болезнь сердца (ИБС ) • Ишемическая болезнь сердца (ИБС) • Закупорка артерий, снабжающих кровью сердечную мышцу • Стенокардия — Боль в груди из-за частичной закупорки артерий • Атеросклероз — Накопление артериальных бляшек • Ишемия — Недостаточность кровоснабжения из-за слишком большого количества крови бляшка • Инфаркт миокарда — Сердечный приступ, сопровождающийся гибелью сердечной ткани • Психологические и поведенческие факторы риска ИБС • Стресс, тревога, гнев, плохие навыки совладания, низкая социальная поддержка и образ жизни Классический • Модель поведения типа A — особенно гнев и негативные эмоции

  • Хроническая боль • Острая vs.Хроническая боль • Острая боль — следует за травмой и заживает в среднем в течение 1 месяца • Хроническая боль — не уменьшается при заживлении и лечении • Сила боли не позволяет предсказать реакцию на нее • Боль: некоторые клинические различия • субъективные и явные поведенческие проявления боли • Психологические и социальные факторы в хронической боли • Роль воспринимаемого контроля над болью и ее последствиями, негативные эмоции, плохие навыки совладания, низкая социальная поддержка, компенсация • Социальное подкрепление болевого поведения • Теория контроля ворот: комплексный подход • Эндогенный Опиоды: реакция нашего организма на боль

  • Синдром хронической усталости: психологическое, поведенческое и социальное влияние • Природа хронической усталости (CF) • Симптомы включают недостаток энергии, выраженную усталость и боль • Наиболее часто встречаются у женщин, с увеличением заболеваемости в западных странах • Нет доказательств связи с вирусной инфекцией, иммунными проблемами, депрессией • МВ кажется связанным с образ жизни, ориентированный на высокие достижения • Быстрый образ жизни сочетается со стрессом и болезнью • Психологическая неверная интерпретация последствий болезни • Лечение • Лекарства неэффективны • Когнитивно-поведенческие вмешательства кажутся многообещающими

  • Сложная специфическая модель синдрома хронической усталости

  • Психосоциальное лечение физических расстройств • Биологическая обратная связь: обзор • Пациент учится контролировать реакции организма • Используется при хронической головной боли и гипертонии • Расслабление и медитация • Прогрессивное расслабление мышц • Трансцендентальная медитация (TM) • Комплексное снижение стресса и боли Программы управления • Более эффективны и долговечны, чем только индивидуальные вмешательства

  • Изменение поведения для улучшения здоровья • Образ жизни • Многие проблемы со здоровьем связаны с образом жизни и поведением • На поведенческие факторы риска также влияет психология экологические и социальные факторы • Типы образа жизни • Профилактика травм и травм — Повторных предупреждений недостаточно • СПИД — В значительной степени предотвратим путем изменения поведенческих факторов образа жизни • Китай и программы по отказу от курения — Вовлечение детей • Исследование сообщества Стэнфорд-3 — Успех в снижение риска сердечных заболеваний

  • Результаты Стэнфордского исследования трех сообществ

  • Резюме физических расстройств и психологии здоровья • Психологические факторы играют основную роль в физических расстройствах • Поведенческая медицина и психология здоровья • Психологические и психологические заболевания Социальные факторы: их роль в болезнях и болезнях • Некоторые заболевания подвержены влиянию стресса на иммунную функцию • Такие влияния взаимодействуют с другими психологическими и социальными факторами • Давние модели поведения и образа жизни повышают риск физических заболеваний • Психосоциальные Лечение, направленное на предупреждение или лечение физических заболеваний • Лучше всего подойдут комплексные индивидуальные или общественные программы

  • Что такое психическое здоровье? | Душевное здоровье.gov

    Психическое здоровье включает в себя наше эмоциональное, психологическое и социальное благополучие. Это влияет на то, как мы думаем, чувствуем и действуем. Это также помогает определить, как мы справляемся со стрессом, относимся к другим и делаем выбор. Психическое здоровье важно на всех этапах жизни, от детства и юности до взрослой жизни.

    Если в течение жизни вы испытываете проблемы с психическим здоровьем, это может повлиять на ваше мышление, настроение и поведение. Многие факторы способствуют возникновению проблем с психическим здоровьем, в том числе:

    • Биологические факторы, такие как гены или химический состав мозга
    • Жизненный опыт, например травма или жестокое обращение
    • Семейный анамнез проблем с психическим здоровьем

    Проблемы с психическим здоровьем распространены, но помощь доступна.Люди с проблемами психического здоровья могут поправиться, а многие полностью выздороветь.

    Знаки раннего предупреждения

    Не уверены, что у вас или у кого-то из ваших знакомых есть проблемы с психическим здоровьем? Ранним признаком проблемы может быть одно или несколько из следующих чувств или поведения:

    • Слишком много или мало ест или спит
    • Отстранение от людей и обычных занятий
    • Низкое энергопотребление или его отсутствие
    • Чувство онемения или ничего не имеет значения
    • Болезни и боли необъяснимого характера
    • Чувство беспомощности или безнадежности
    • Курение, употребление алкоголя или наркотиков в больших количествах, чем обычно
    • Чувство необычайной растерянности, забывчивости, раздражения, злости, расстройства, беспокойства или страха
    • Кричать или драться с семьей и друзьями
    • Испытывает сильные перепады настроения, вызывающие проблемы в отношениях
    • Постоянные мысли и воспоминания, которые невозможно выбросить из головы
    • Слышать голоса или верить в неправду
    • Думая о причинении вреда себе или другим
    • Неспособность выполнять повседневные задачи, например, заботиться о своих детях или добираться до работы или учебы

    Узнайте больше о конкретных проблемах психического здоровья и о том, куда обратиться за помощью.

    Психическое здоровье и благополучие

    Положительное психическое здоровье позволяет людям:

    • Реализовать весь свой потенциал
    • Справиться со стрессами жизни
    • Работать продуктивно
    • Вносят значимый вклад в развитие своих сообществ

    Способы поддержания положительного психического здоровья включают:

    • Получение профессиональной помощи, если она вам нужна
    • Общение с другими
    • Остаться позитивным
    • Физическая активность
    • Помогая другим
    • Высыпание
    • Развитие навыков совладания

    Подробнее о психическом здоровье

    Здоровье

    Понимание прочитанного — Здоровье


    Развивайте навыки чтения.Прочтите следующий текст и ответьте на вопросы на понимание

    Факторы хорошего здоровья

    Здоровье — это общее состояние ума, тела и духа человека, обычно означающее отсутствие болезней, травм или боли. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) в 1946 году определила здоровье в более широком смысле как «состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или недугов».

    Как правило, условия жизни человека имеют большое значение для состояния здоровья и качества жизни.Все шире признается, что здоровье поддерживается и улучшается не только за счет развития и применения науки о здоровье, но также благодаря усилиям и разумному выбору образа жизни отдельных людей и общества. По данным Всемирной организации здравоохранения, к основным детерминантам здоровья относятся социальная и экономическая среда, физическая среда, а также индивидуальные характеристики и поведение человека. Фактически, все большее количество исследований и отчетов из разных организаций и контекстов исследуют связи между здоровьем и различными факторами, включая образ жизни, окружающую среду, организацию здравоохранения и политику здравоохранения.

    Сосредоточившись на вопросах образа жизни и их взаимосвязи с функциональным здоровьем, данные различных исследований показали, что люди могут улучшить свое здоровье с помощью:

    • упражнение,
    • высыпается,
    • поддержание здоровой массы тела,
    • ограничение употребления алкоголя,
    • и отказ от курения.

    В дополнение к этому, способность адаптировать и самостоятельно управлять была предложена в качестве основных компонентов здоровья человека.

    Личное здоровье также частично зависит от социальной структуры жизни человека. Поддержание прочных социальных отношений, волонтерство и другие виды социальной деятельности связаны с положительным психическим здоровьем и даже с увеличением продолжительности жизни. Напротив, длительный психологический стресс может негативно сказаться на здоровье и был назван фактором когнитивных нарушений при старении, депрессивном заболевании и проявлении болезни.

    Источник: Википедия

    Связанные страницы

    .

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *