Над чем люди смеются: Над чем люди смеются
Над чем люди смеются
Я согласен с теми исследователями смеха, которые утверждают, что смешного как априорной категории, то есть смешного самого по себе, вне зависимости от обстоятельств, не существует. Вызовет или не вызовет смех та или иная ситуация, тот или иной человек, зависит от конкретной ситуации, от личных мотивов и внутренних установок человека. Что одному может казаться смешным, другому покажется трагичным. Например: человек поскользнулся на арбузной корке. Молодому ловкому парню это покажется смешным, пожилой человек посочувствует или возмутится тем, что есть невоспитанные люди, которые бросают корки где попало, а для упавшего это может обернуться драмой, а то и трагедией, если он сломал руку или получил сотрясение мозга. Но все же есть шутки, над которыми дружно смеются все, кто обладает чувством юмора, — это придуманные смешные ситуации. Можно смело сказать, что у шуток, юмора, анекдотов нет ограничений по содержанию.Итак, над чем же люди смеются?
В основном смеются над человеческими пороками и над людьми, имеющими эти пороки, а именно: над глупостью, жадностью, ленью, тщеславием, самомнением, косностью, над стереотипами мышления, над нелепыми поступками, над инфантилизмом взрослых, над подменой естественного искусственным, над комичной чертой личности, о которой эта личность и не подозревает, над обманщиками и мошенниками, над пошляками и недотепами, над неряшливостью и пьянством, над властолюбием и карьеризмом, над бюрократами и над ворчунами, над бабниками и над женоненавистниками.
Чувство комического возникает, например, когда внезапно обнаруживается несоответствие между кажущейся значительностью человека и ничтожностью или нелепостью его поведения… Бывают смешными и мрачные люди. Но над такими редко смеются, видимо, полагая, что они уже и так Богом наказаны… Смех часто появляется тогда, когда мы видим нарушение привычного или установленного, и, наоборот, когда видим привычное и установленное.
На этом здесь я закончу перечисление человеческих недостатков, ибо не хватит бумаги, чтобы перечислить все достойные порицания и осмеяния пороки людей (их насчитывают более 100, впрочем, не меньше у людей и положительных качеств). Мы смеемся над этими пороками, хотя, с другой стороны, это глубоко трагичные для человечества пороки. И смех с этими пороками борется. Успешно ли? Думаю, недостаточно успешно. Но, с другой стороны, трудно себе представить, каким бы махровым цветом расцвели пороки, если бы над ними не смеялись!
♦ | Указ Петра I: «Боярам в Думе говорить по ненаписанному. Дабы дурь каждого видна была». |
Болезнь «пересмешника» — BBC News Україна
- Дэвид Робсон
- BBC Future
Автор фото, Thinkstock
Некоторые люди — их еще называют пересмешниками — не могут удержаться, чтобы не пошутить при каждой возможности или без. Как отмечает обозреватель BBC Future, это может быть признаком определенного неврологического расстройства.
Жена Дерека мирилась с поведением своего мужа значительно дольше, чем вытерпел бы любой другой, но в конце концов она все-таки решилась позвонить врачу.
Почти каждую ночь ее муж будил ее, чтобы рассказать очередную остроту, пришедшую ему на ум. Требуя наконец выспаться, она убедила его записывать шутки и каламбуры, а не делиться ими посреди ночи.
Вскоре Дерек настрочил 50 страниц вот таких вот шуток. «Прихожу я как-то проверять зрение, чтобы получить водительские права. Врач показывает мне буквы, а я ему говорю:» А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, дайте мне права уже».
Или: «Как утолить голод? Надо отойти от шведского стола».
На талант Оскара Уайльда шутки пересмешника Дерека (имя ненастоящее), очевидно, не тянули, но каждый раз, когда он говорил их, он неудержимо хохотал. Многие шутки были довольно грубыми, и мы не будем повторять их здесь.
Несложно догадаться, что после пяти лет неустанных каламбуров мужа терпение жены лопнуло. К тому же ее беспокоили и другие странности в поведении Дерека — например, склонность воровать конфеты в местных магазинах.
Наконец она договорилась о приеме у невролога Марио Мендеса из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. «На приеме Дерек шутил так много, что его трудно было прервать», — вспоминает Мендес, который опубликовал отчет об этом случае в профессиональном журнале по вопросам неврологии.
Мендес диагностировал у пациента неврологическое расстройство, носящее немецкое название Witzelsucht и выражающееся в импульсивному желании сыпать шутками и каламбурами, далеко не всегда остроумными. Причиной странной патологии могли стать два инсульта, которые мужчина перенес с промежутком в пять лет.
Семья Дерека на собственном опыте узнала, что ничего смешного в этом расстройстве нет. Впрочем, его исследование может пролить свет на сложные мыслительные процессы, лежащие в основе обычного человеческого чувства юмора.
Автор фото, Thinkstock
Підпис до фото,Семье может быть нелегко, если шутки, каламбуры и анекдоты беспрестанны
Один из первых описанных случаев импульсивных шуток обнаружил в 1929 году немецкий невролог Отфрид Ферстер при довольно необычных обстоятельствах.
Однажды доктор Ферстер оперировал опухоль у пациента, который находился в сознании, как это часто бывает при операциях головного мозга.
Когда Ферстер начал манипуляции на раковой опухоли, мужчина неожиданно взорвался потоком слов, выдавая одну шутку ужаснее другой.
В том же году психиатр Абрахам Брилл сообщил о том, что тоже сталкивался в своей практике с подобными случаями. Некоторые его пациенты постоянно пересмешничали и не только тогда, когда находились на операционном столе.
С тех пор было описано множество аналогичных случаев. Как ни странно, большинство таких пациентов — и Дерек в их числе — не смеются над шутками других людей, хотя свои собственные находят невероятно остроумными.
Все это может быть признаком характерного повреждения лобных долей головного мозга.
Автор фото, iStock
Підпис до фото,После инсульта поведение мужчины изменилось
Например, у Дерека около 10 лет назад случилось кровоизлияние в мозг, повредившее его правую лобную долю. После этого случая его поведение изменилось: он стал тщательно обыскивать мусорные баки, чтобы найти утиль, который можно было бы сдать во вторичную переработку.
Впрочем, чувство юмора мужчины на этом этапе оставалось таким же, как и раньше. Затем, похоже, с ним случился второй инсульт, который травмировал так называемое хвостатое ядро мозга. Этот глубоко скрытый отдел работает как связующее звено между лобовыми частями и остальным мозгом и отвечает за сознательные, аналитические размышления.
Именно после этого у Дерека и появилась тяга к бесконечным шуткам, которая довела его жену до белого каления.
Чтобы понять, каким образом такие повреждения мозга могут вызвать склонность к пересмешничеству, для начала стоит задуматься над тем, как мозг обрабатывает юмор в целом.
Возьмем анекдот, признанный исследователями из Оксфорда одним из самых смешных в мире:
Три человека на необитаемом острове нашли лампу с джином, который согласился исполнить каждому по одному желанию. Один захотел вернуться домой. Второй тоже попросился домой. Когда джин выполнил их желание, третий сказал свое: «Что-то скучно стало. Верни этих двоих обратно»
Возможно, этот анекдот, смешной, когда его рассказывает профессиональный комедиант. Но главное, что большинство подобных шуток построено на несоответствии финальной фразы ожидаемому развитию событий, и мозгу приходится сделать несколько выводов, чтобы понять соль шутки.
Нужно представить себя на месте людей, оказавшихся на необитаемом острове, и, что они чувствуют, когда их тайное желание исполняется, а потом нас ждет неожиданная концовка. Процесс решения этой логической цепочки раздражает мозговые центры удовольствия, и человек смеется (или хотя бы вежливо улыбается).
«Момент, когда мы смеемся над шуткой, совпадает с моментом ее понимания», — объясняет Джейсон Уоррен из Университетского колледжа в Лондоне.
Эти мыслительные процессы происходят в отделах, расположенных в лобных долях мозга — тех самых, которые отвечают за аналитическое мышление, и повреждение которых наблюдалось у Дерека и других пациентов с аналогичным расстройством.
«Они не видят связи ключевой фразы с началом анекдота, поэтому не проявляют удивления», — объясняет доктор Мендес.
Но при этом такие повреждения мозга, похоже, нарушают сигнальные цепи, которые соединяют лобные доли с центрами удовольствия. Поэтому хотя остроты других и не кажутся таким пациентам смешными, их собственные мысли и чувства, вытекающие из случайных ассоциаций, могут приводить к выбросам нейромедиатора дофамина и вызывать приступы смеха.
По крайней мере так гласит теория. И для дальнейшего изучения этого расстройства есть серьезные причины.
Уоррен работает с пациентами с лобно-височной деменцией, которая возникает у людей в расцвете сил. Среди ее симптомов — появление трудностей в распознании чувств и мотивации других людей.
«В результате сильно ухудшаются социальные способности пациентов», — объясняет специалист. Эти проблемы нередко сопровождаются нарушенным или неуместным чувством юмора.
Один из пациентов, которым Мендес поставил диагноз «импульсивное подшучивание», также страдал от лобно-височной деменции, хотя эти два расстройства не всегда связаны.
Автор фото, Thinkstock
Підпис до фото,Такие пациенты обычно плохо понимают сложные шутки, построенные на игре слов, и предпочитают грубый юмор
Недавно профессор Уоррен попросил своих пациентов рассмотреть и оценить разные подборки карикатур, сопоставляя их реакцию со снимками мозговой активности.
Выяснилось, что большинство таких пациентов плохо понимают сложные, неоднозначные шутки, предпочитая грубый, прямой юмор. Например, рисунок растерянной женщины, с которой сорвало платье промчавшейся рядом машиной.
Чем сложнее пациентам казалась задача, тем более серьезные повреждения наблюдались в их системе мозга, отвечающей за юмор.
Важно, что изменения в чувстве юмора могут стать первым признаком расстройства. Врачам следует прислушиваться к мнению членов семьи пациента по этому поводу. «Были случаи, когда о таких изменениях родственники больного сообщали за годы (в одном случае — за девять лет) до того, как ставился диагноз», — отмечает Уоррен.
Не исключено, что со временем ученые разработают стандартный тест на чувство юмора, что позволит отслеживать изменения в социальных способностях людей.
Ну, и в конце концов это лишний повод задуматься над тем, какую сложную серию умозаключений должен сделать мозг, чтобы понять шутку собеседника.
«Юмор — это очень сложный феномен, но мы часто воспринимаем его как данность», — такова финальная фраза профессора Уоррена.
— Люди смеются над газами, люди смеются над насилием, люди смеются!..— Над шутками о толстых!— Над стереотипами!— И стереотипами!— И стереотипами.— И стереотипами.
ПОХОЖИЕ ЦИТАТЫ
ПОХОЖИЕ ЦИТАТЫ
Люди улыбаются, люди смеются, люди ходят на вечеринки в прекрасных одеждах, скрывающих внутренние раны.
Ошо (100+)
Дойдя до конца, люди смеются над страхами, мучившими их в начале.
Брида (Пауло Коэльо) (40+)
Глупец стремится к власти над чужим телом ,кошельком и умом, мудрец — только к власти над чужим сердцем, ибо сердце приведет с собой и ум, и тело, и кошелек.
Я иду искать (Макс Фрай) (1)
Каждый день начинай с победы! Над своей ленью, над своими страхами! Впереди замечательная жизнь!
Неизвестный автор (1000+)
Красивые женщины обладают властью над мужчинами — и не только над мужчинами, но и над другими женщинами.
Мастерство любви (Мигель Руис) (40+)
Только внутренне свободный человек может и сам посмеяться над собой, и другим дать над собой посмеяться.
Даниэль Штайн, переводчик (Людмила Улицкая) (20+)
Когда падает человек — все смеются. Когда падает айфон — все переживают.
Неизвестный автор (1000+)
— Люди, придите в себя!
Я не хочу, чтобы женщина имела власть над мужчиной, но была над собой.
Мэри Уолстонкрафт (1)
Каждый день начинай с победы. Над своей ленью, над своими слабостями. Впереди замечательная жизнь!
Неизвестный автор (1000+)
Люди говорят то чего не знают, обсуждают то, к чему не имеют никакого отношения, смеются над тем, что нужно ценить…
Неизвестный автор (1000+)
Кариус — о провале в финале ЛЧ: «Не понимаю, когда люди смеются над тем, кто сильно повредил голову» — 15 апреля 2020
Голкипер «Ливерпуля» Льорис Кариус, арендованный «Бешикташем» в 2018 году, вспомнил о своем выступлении в финале Лиги чемпионов против «Реала».
Две ошибки вратаря привели к пропущенным голам. «Ливерпуль» проиграл борьбу за титул и отправил Кариуса в Турцию. За немецким футболистом закрепилась слава ненадежного голкипера, болельщики оскорбляли его и даже угрожали.
«Поверьте, я извлек много уроков! Оглядываясь назад, мне следовало смелее вести себя на публике. У меня было сотрясение мозга после столкновения с Серхио Рамосом, что повлияло на мое зрение. Это однозначно установил один из ведущих мировых специалистов в области мозга после детального обследования. Я не хотел обнародовать эту информацию сам. После того, как было объявлено о результате, я получил много злых, оскорбительных сообщений, часто это были удары ниже пояса. Я никогда не использовал это как оправдание. Но я не понимаю, когда люди смеются над тем, кто сильно повредил голову.
Реакции были чрезмерными и неуважительными. Если читать каждое сообщение в интернете, ты не сможешь спать двое суток. Просто сумасшествие, что позволяют себе люди под прикрытием анонимности. Они оскорбляют других, дискриминируют их и становятся расистами.
Нельзя обвинять фанатов, когда они освистывают игрока. Они покупают билеты и имеют право быть недовольными. Профессионал должен это терпеть. Но когда начинаются личные оскорбления и угрозы смертью, это выходит за рамки. Впрочем, я не воспринимал всерьез эти угрозы. Люди писали их анонимно и даже не показывали своих лиц в профиле. Я не верю, что люди не могут открыть свой рот, проходя мимо меня.
Что будет, когда моя аренда в «Бешикташе» закончится? Я не хочу участвовать в спекуляциях. Мой контракт с «Ливерпулем» действует до 2022 года. А сейчас я сосредоточен на сезоне в «Бешикташе». Слишком рано что-то говорить по поводу лета. Особенно сейчас, когда никто ничего точно не знает из-за коронавируса», — цитирует Кариуса Sport Bild.
почему мы смеемся и над чем — Нож
«Мужчина из Абдеры заметил бегуна, которого только что распяли. „Боги, теперь он действительно летит“, — сказал он». Это шутка довольно бородатая — древнеримская. Юмор о распятиях с тех пор вышел из моды, но сам смех не стареет.
Электрическая улыбка и щекотание обезьян: как изучали смехС физиологической точки зрения одним из первых смех начал исследовать Гийом Дюшен в середине XIX века, он же, считай, изобрел неврологию.
Когда видишь прекрасную улыбку любимого человека, помни, что она тебе не принадлежит: это улыбка Дюшена!
Так ее называют, потому что Дюшен первым описал, какая улыбка считается искренней: она поднимает не только уголки рта, но и щеки и собирает веселые морщинки вокруг глаз. Дюшен думал, что подделать ее невозможно, но он не знал нас, людей будущего. Исследования показали, что мы можем имитировать искреннюю улыбку (по крайней мере, в статике).Исследуя мышцы человеческого лица, француз подключал к нему электрический ток и делал бомбические снимки — а вот его любимая модель.
ИсточникУченые XIX века были очарованы человеческими эмоциями. Например, психиатр Жан-Мартен Шарко организовал так называемый Театр истерии; он устраивал замечательные публичные лекции и импровизированные интервью с больными. Шарко, правда, специализировался на истериках, но и у истеричных бурного смеха хватало. Художники не без удовольствия изображали замечательные хэппенинги.
Конечно, смеется не только человек. Неправы были древние греки: животные тоже умеют смеяться. Во время игры хихикают дельфины. Смеются крысы, если их щекотать или заставить играть. Хохочут обезьяны, иногда над нами — когда кидаются фекалиями.Говорят, Дарвин, когда писал «Выражение эмоций у людей и животных», щекотал обезьян, чтобы убедиться, что они смеются. Ну и веселились же они, наверное, когда бородатый старец тыкал им пальцем в ребрышки! Дарвин рассказывает, как выглядят эмоции у собак, лошадей, обезьян, у его собственных детей в несознательном возрасте. Вслед за Дюшеном, срисовывая иллюстрации с его фотографий, он подробно описывает, как движутся лицевые мышцы при улыбке.
Так что происходит, когда ты улыбаешься, душа моя? Движется твое лицо. Большая скуловая мышца растягивает рот вверх и в стороны, малая скуловая тянет верхнюю губу. Помогают разомкнуть губы мышца, поднимающая верхнюю губу, и мышца, опускающая нижнюю, — последнюю, кстати, можно подрезать при параличе нижнечелюстного нерва, чтобы сравнять улыбку. Круговая мышца глаза образует складки вокруг глаз (я вижу улыбку Дюшена, и я тоже улыбаюсь).
Веселье рождается в твоей груди. Ты резко выдыхаешь воздух, напрягается грудная клетка и брюшная полость, сокращается диафрагма. Легкие и дыхательные пути сжимаются, в пищеводе и желудке нарастает давление. Твой вдох проходит сквозь гортань, заставляет вибрировать голосовые связки, и я слышу твой смех.
Веселье рождается в твоем уме. Исследование показало, что шутка словно бы прошивает твой лоб: левая половина лобной доли анализирует, шутка это или нет, а правая — смешно или не смешно.
Согласно тому же исследованию, если повредить одну часть лобной доли, человек не врубается в концепцию шутки, а если вторую — его начинает веселить любой несовпадос в словах, включая рифму «палка-селедка».Смех — область парадокса: мы осознаем, понимаем шутку, но мы смеемся непроизвольно. Чтобы поржать три секунды, человек активизирует целую нейронную сеть. То, что описано выше, понимает шутку, а смех запускается в лимбической системе.
Где нам смешноУгореть с братюнями: смех — социальное явлениеТехнически говоря, у человека не один смех, а два. Люди смеются, когда их щекочут, и над фильмами Вуди Аллена (хотя щекотка убедительнее).
Ученые разделяют «добровольный», социальный смех (Вуди Аллен) и «непроизвольный» (щекотка). Например, гипоталамус гораздо активнее, если человека щекотать, чем если читать ему вслух «Трое в лодке, не считая собаки». Хотя книжка смешная.Точной информации, зачем мы смеемся, нет. Первая гипотеза гласит: мы смеемся, когда столкнулись с чем-то неожиданным, но оно неопасно. Вторая: мы смеемся, чтобы сообщить — неопасно. Возможен и средний вариант: мы смеемся, когда столкнулись с чем-то неожиданным, но оно неопасно, наш смех «заряжает» смехом сородичей и снижает шанс, что опасными сочтут нас.
У смеха есть действительно очень сильная социальная функция — довольно примитивная: сигнализировать «хорошо» и убеждать в этом других. Исследователь Роберт Провайн посвятил всего себя наблюдениям, чтобы собрать для нас разную информацию о веселье. Например, в одном из исследований он заставил 28 учеников вести дневник — записывать, когда они смеются. Еще 22 регистрировали, когда они улыбаются, и 22 — разговор.
Оказалось, что люди в 30 раз чаще смеются в компании, чем одни. Улыбаются всего в шесть раз чаще, а разговаривают вообще в четыре (о боже, в одном из четырех случаев у говорящего вообще нет собеседника).Еще из неожиданных наблюдений Провайна: тот, кто говорит, смеется на 46 % чаще, чем слушатель, и даже не замечает, что смеется над собственными шутками. Только 10–15 % комментариев, над которыми угорают в диалоге, хотя бы чуть-чуть смахивают на юмор. В остальных случаях люди хохочут после фраз вроде «Приятно повидаться», причем используют смех как знак препинания: вопрос или конец фразы — затем хохот.
Женщины смеются на 126 % больше, чем мужчины.Смех по Провайну — монета, которой люди оплачивают разговор. Они не озвучивают: «Наша коммуникация приемлема, и я хочу это показать», а вместо этого смеются.Нет другого — нет веселья. Изобретатели закадрового смеха согласны полностью.
Наша интонация меняется в зависимости от того, с кем мы смеемся. Другие люди тоже это улавливают.
В одном из исследований участникам дали послушать коротенькие аудиозаписи — обрывок непонятного диалога и смех. В 61 % случаев слушатели угадывали, смеются на записи друзья или незнакомцы. В среднем проще всего опознать пары «женщины-друзья» или «мужчины-незнакомцы».Что-то такое люди сигнализируют друг другу смехом, что их уши легко угадывают. И наоборот: когда уши слышат смех, хочется подавать ответные сигналы. Не обязательно смехом.
В 2015 году ученые провели опыт, в который включили 112 студентов Оксфорда, три видео — стендап Майкла Макинтайра, милые виды джунглей и зверюшек, инструкция по гольфу — и рассказ о себе.
Оказалось, что после веселья люди довольно откровенны. Но это замечает наблюдатель, а не они сами. Участники не отдавали себе отчет, что говорят о себе больше, чем могли бы.Ученые приводят примеры утверждений высокой степени интимности: «В январе я сломал ключицу, упав с шеста во время танца», «Половина моих любимых фильмов — к стыду моему, фильмы Disney» и «Сейчас я живу в нищете (с мышами!)».
В общем, мы создаем смех, а смех нами манипулирует.
Теория смешных шуток: базовый курсТеория смеха — не самая смешная штука, если исследователь не приводит примеры. Пока одни ученые вгрызаются в смеющийся мозг, показывают стендапы, щекочут мышей и приглашают клоунов на ЭКО, другие анализируют шутки и пытаются построить общую концепцию: что делает шутку смешной. О техниках остроумия пишет даже Фрейд. Он же пытается вывести всеобщие правила юмора: усиление, работа со словесным материалом, двусмысленность…
Основными теориями смеха — то есть теориями, почему шутки смешные, — считаются три. Теория несоответствия ожиданиям, попросту говоря, «нежданчик». Теория превосходства, которая восходит к Аристотелю через Гоббса — она предполагает, что мы смеемся от злорадства, потому что мы классные по сравнению с другими или нами раньше. Теория переживания гласит: человек сбрасывает психологическое напряжение, когда смеется.Первая скорее объясняет «почему», а не «зачем», поэтому она при ближайшем рассмотрении поможет конструировать смешные шутки. Или хотя бы несмешные.
С теорией несоответствия ожиданиям связана семантическая теория юмора Виктора Раскина. Он полагает, что текст можно характеризовать как шутку, когда соблюдены два условия: в тексте сочетаются два различных сценария, контекста; эти два контекста в определенном смысле противоположны или противопоставляются.
Как текст, который подпадает под два условия и, следовательно, является бомбической шуткой, Виктор Раскин рассказывает анекдот: «Доктор дома? — прошептал пациент с больным горлом. Молоденькая жена доктора в ответ шепчет: «Нет. Входите».
Еще один исследователь, Том Витч, уточняет теорию Раскина. С его точки зрения, юмор содержит два семантически несовместимых элемента: один социально нормален, другой представляет собой нарушение порядка, каким мы осознаем его — законов природы, социума и морали.
Витч приводит такую шутку: «Мамочка, мамочка, что такое правонарушитель? — Заткнись и передай мне лом!»«Субъективный моральный порядок», который предполагает, что мамочка по первому крику объясняет сыну, что такое хорошо и что такое плохо, — нарушен. Слушатель хихикает. Правда, негромко.
Кстати, «субъективный моральный порядок» может быть и лингвистического толка, когда слова оказываются не тем, чем кажутся. Например: «Штирлиц шел по лесу и наткнулся на сук. „Шли бы вы домой, девушки, — сказал он, — война все-таки“».
Особо отметим: шутки основываются на нарушении порядка, каким мы осознаем его. Отсюда вытекают два правила, почему в теории ваши шутки проваливаются:
- Ваша шутка нарушает некий порядок, которого слушатель не знает или не осознает. Если левая часть лобной доли еще худо-бедно понимает, что это шутка, то правая не понимает, над чем тут смеяться. Пример: «Заходит аргон в бар и заказывает пиво. Бармен: „Мы инертные газы не обслуживаем“. Аргон не реагирует».
- Ваша шутка нарушает порядок, который слушатель порядком не считает. Серьезно, может, мы отдадим жизнь за ваше право шутить над чем угодно, но смеяться над этой херней не подписывались. Пример: «Старушки на скамейке: „Везет же Ивановой! Муж, любовник! А вчера еще и изнасиловали!“»
Как говорил писатель Элвин Уайт, «анализировать юмор — всё равно что препарировать лягушку. Мало кому интересно, а лягушка от этого умирает». И все-таки с гордостью представляем вам:
Дисклеймер: относительным противопоказанием для использования руководства является трезвая аудитория. Изберите бесстрастную манеру подачи либо освободите свою правую руку для применения в качестве орудия жестикуляции. В случае успешного применения сучки любого пола сами лезут на вас. Да начнется оргия!1. Сочетайте яркий факт с избыточными деталями
Изберите детали абсурдные либо, наоборот, преувеличенные. Яркий факт лучше расположить в начале или первой трети шутки.
«Как-то мою сестру укусил лось. Она в это время выцарапывала свои инициалы на лосе концом зубной щетки, которую ей дал ее деверь, дантист из Швеции».
— Монти Пайтон
2. Сделайте ваши тезисы парадоксальными«Не открывайте дверь вашего скрытого потенциала! Вам это не понравится. Всё, что там будет, — это маленькая облезлая серая кошка с диареей, сидящая на матрасе с торчащими пружинами. С выпученными глазами. Мяукающая на тебя. МЯУ. И курит, скорее всего».
— Дилан Моран
Парадокс можно основать на смысле тезисов, значении отдельных слов или возмутительном противоречии ваших слов всему, что мы любим и верим.
«Что, если я потеряю работу? Ненавижу свою ******** [чертову] работу, но что, если я ее потеряю?»
— Дилан Моран
«Перестань быть педиком и отсоси этот *** [член]!»
— Луи Си Кей
3. Работайте со стилизацией«Я сказала племяшке, что каждый раз, когда она проигрывает, ангел заболевает СПИДом. И знаете что? Она побеждает!»
— Сара Сильверман
Описывайте драку в духе библейских мифов, а получение докторской степени — в терминологии дворовых гопников.
«Тогда святой Атилла поднял ручную гранату в руке и возгласил: „Благослови, Господи, свою ручную гранату, каковою можешь Ты в своей милости разносить врагов Твоих на маленькие кусочки“».
— Монти Пайтон
«Волчица ты. Тебя я презираю. К любовнику уходишь от меня. К Птибурдукову от меня уходишь. К ничтожному Птибурдукову нынче ты, мерзкая, уходишь от меня. Так вот к кому ты от меня уходишь! Ты похоти предаться хочешь с ним. Волчица старая и мерзкая притом!»
— И. Ильф и Е. Петров, «Золотой теленок»
Если слушатели даже не улыбнулись, очевидно, это провал. Если сильно переживаете, отползайте. Или сделайте вид, что не шутили вовсе. Да, вот это все вы сказали всерьез. Утешайте себя: некоторые люди не понимают шуток. Чувство юмора — это драгоценность, вот вы и не тратите его куда попало.
Психологика — Алгоритм Юмора
Смех над глупостью
Слабость бывает разной. Один из вариантов — слабость ума. То есть глупость. Смех над глупостью является, видимо, основным вариантом сатиры. Специализация неизбежна: у каждого своя профессия (или несколько), увлечение (или несколько). В этих областях человек знает и умеет гораздо больше, чем непрофессионалы. Что дает повод для сатиры. Нельзя знать всего, поэтому повод унизить другого всегда найдется.
Даже люди одной профессии могут иметь чуть более высокую квалификацию или наоборот. Еще один повод.
Можно намеренно ввести человека в заблуждение, а потом смеяться над тем, что он оказался слишком глуп, чтобы распознать ваш обман. Этот милый способ унижения называется «розыгрышем» или «мистификацией».
Сама глупость — понятие в какой-то мере относительное. Людям свойственно переносить собственную глупость на других. Это может быть отдельной большой темой для разговора, поэтому я ограничусь тем, что приведу два примера. Предварительно поясню несколько терминов, которые пришли из программисткой или инженерной среды, но стали в Интернете общеупотребительными.
Спец, Профи — человек, который хорошо разбирается в предмете разговора. Синонимы: специалист, профессионал.
Чайник — человек, который плохо разбирается в предмете разговора. Синоним: дилетант.
Ламер — чайник, возомнивший себя спецом. Синоним: невежда, агрессивный дилетант.
Вот профи говорит о сложных вещах, для понимания которых требуются специальные знания. Чайник не понимает этого. Профи смеется над глупостью собеседника. Но ему стоило бы посмеяться над собственной глупостью: ведь ему не хватило ума объяснить свою точку зрения достаточно просто, так, чтобы было понятно чайнику. В этой ситуации чайник слышит всякие странные слова, значения которых он не знает. Чайник смеется над этими странно звучащими словами. Но ему стоило бы посмеяться над собственной глупостью: ведь он не знает, о чем идет речь, и не удосужился уточнить.
Вот ламер услышал некую глупость из ненадежного источника. Он не знает, что источник ненадежен или забыл об этом. И он не догадывается о том, что это — глупость. В самом деле — ведь речь идет о дилетанте, так что у него по определению нет достаточной квалификации, чтобы распознать ложь. Кто-то начинает рассуждать на близкую тему, и дилетант встревает со своим мнением. Ему говорят, что это — глупость. Но дилетант смеется над критиками, он уверен, что лучше знает, где правда. Он уверен, что глупость сказал не он, а те, кто над ним смеется. Ламерство неизбежно ведет к агрессии. Поясним, почему.
Спецы, естественно, критикуют ламера. У них есть достаточно знаний, чтобы понять, в чем и где ламер ошибся, и объяснить, почему. Но у ламера нет достаточных знаний, чтобы понять эти объяснения. И он не может уточнить непонятные детали: это для него равнозначно признанию своего невежества (и ламерства). Спецы приводят все новые аргументы и начинают догадываться о том, что их оппонент — дилетант. Они разжевывают детали так, чтобы даже дилетант мог понять.
Но ламер уже заявил о глупости спецов. Подобные заявления часто сопровождаются оскорблениями и насмешками. Эти насмешки естественны. Ведь ламер взаправду считал, что его собеседники глупее и потому унижены. Основной закон сатиры в действии. Спецы в ответ не остаются в долгу. А часто и сами первыми заявляют о том, что прозвучала глупость, и тоже сопровождают заявление насмешками. И эти насмешки тоже вполне естественны. Они ведь считают, что ламер глупее.
Что если теперь ламер признает свою неправоту? Это будет значить, что обвинения в глупости, которые он выдвигал, несправедливы. Не было причин для его смеха над оппонентами. Не было причин для оскорблений. В то же время, это будет значить, что он — глупец, над ним совершенно справедливо смеялись, а его ламерское поведение заслуживает произнесенных оскорблений. Далеко не всякий человек в такой ситуации рискнет публично признать свою неправоту: слишком сильный удар по самолюбию. И ламер выбирает легкий путь: упрямство и хамство.
В такой ситуации спецы часто продолжают настаивать, приводят все новые аргументы, вносят свой вклад во взаимные насмешки и оскорбления. Чем больше этих насмешек и оскорблений, тем труднее ламеру признать свое ламерство. В свою очередь ламер часто приводит какие-то оправдания своей точки зрения, как правило, столь же глупые или не к месту. Эти оправдания вызывают новые насмешки, обвинения в глупости и критику. Тем самым делают признание ламера еще более трудным: теперь ведь ему придется признать свою глупость не только в первоначальном заявлении, но и во всех оправданиях.
Пусть даже до ламера начнет доходить, что его аргументы были небезупречны. Хорошо, если у него развито логическое мышление, оно помогает понять распознать свои и чужие ошибки. Но у ламеров логика часто находится в атрофированном состоянии, а самолюбие — в гипертрофированном. Иначе они не стали бы ламерами. Все робкие тревожные сигналы слабого логического мышления легко отступают перед страхом унижения могучего самолюбия. Страх все усиливается по мере развития дискуссии. Спецы начинают говорить о том, что у ламера плохо с логикой и слишком большое самомнение. В ответ ламеру не остается ничего иного, кроме как применить прием «возврат» и обвинить спецов в том же самом. Часто ламер сам первый бросает такое обвинение, поскольку по предыдущим дискуссиям знает, что этим все кончится и предпочитает атаковать первым.
Таким образом, возникает патовая ситуация. Ламер ругается, смеется над спецами, обвиняет их в глупости, ламерстве, нелогичности и мании величия. Спецы ругаются, смеются над ламером, обвиняют его в глупости, ламерстве, нелогичности и мании величия. Ситуация полностью симметричная. Другие ламеры обычно встают на защиту того, кто похож на них. С логикой у них плохо, но распознать собрата по несчастью они оказываются способны.
Свой немалый вклад вносят также и люди со стереотипом «защитника слабых». А кто тут слабый? Тот, кто хуже аргументирует свою точку зрения. Естественно, это — ламер. Опять же, шахиды орфографии и блюстители вежливости вставляют свое «фи».
Тут же появляются и разного рода «миротворцы», которые (в полном соответствии с советами Карнеги) пытаются сказать обоим спорящим сторонам, что те и другие не правы. И правда: в пылу дискуссии и спецы начинают время от времени говорить слишком категорично и не аргументировано. Но согласиться с заявлением «обе стороны не правы» — это значит признать: ты такой же, как он. Тот, кого ты считаешь идиотом. То есть ты — тоже идиот. На это не готовы пойти ни спецы, ни ламер. Так что последователям Карнеги тоже часто достается «на орехи». И заслуженно: незачем приравнивать ламеров к спецам.
В результате подобная «разборка» может длиться в Интернете буквально месяцами и даже годами (я сам много раз был тому свидетелем). Ламер не может признаться в своем ламерстве. А спецы и не должны признаваться. Что тут можно посоветовать?
Во-первых, никогда не обвинять других в том, что они сказали глупость, если нет очень серьезных аргументов для доказательства этого. Даже если есть аргументы, лучше указать на возможную ошибку в сухой и безэмоциональной форме. Всегда есть шанс, что вы сами ошиблись или не знали какой-то детали — мир велик. Всегда оставляйте себе путь к отступлению свободным.
Во-вторых, столкнувшись с ламером, пожалейте свое время и силы. Когда ламерство стало очевидным для вас (для всех это не будет очевидным никогда!), прекратите приводить новые аргументы. Это все равно не поможет. Если вас это позабавит, можете поупражняться в остроумии, но не ждите, что ваш собеседник изменит свое мнение. Ему это совершенно не выгодно. Разве что вы приставите ему к виску пистолет, но через Internet это невозможно J.
В-третьих, если вы хотите лично для себя разобраться, кто в этом споре прав, то вам придется либо развивать в себе логическое мышление (которое является довольно универсальным инструментом распознавания лжи), либо развивать свои собственные знания в той области, вокруг которой идет спор. А вот знание психологии в этой ситуации слабо помогает: обе стороны ведут себя внешне практически одинаково. Есть правда пара характерных признаков… но не слишком надежных.
Смех по-научному. Основы гелатологии | Наука и жизнь
Наука и жизнь // Иллюстрации‹
›
Эта молодая наука занимается очень древни м предметом. Геласма в переводе с греческого означает смех; гелатология — наука о смехе. Как утверждают основатели новой науки, Мэтью Джервез и Дэвид Уилсон из Бирмингемского университета (Англия), история смеха восходит к тем временам, когда человек ещё не отделился от общего ствола с обезьянами. Хотя ископаемых окаменелых «образцов смеха» не сохранилось, исследователи считают, что первыми стали смеяться наши древнейшие предки от двух до четырёх миллионов лет назад. Смех тогда звучал как серия резких коротких выдохов, поскольку произносить звуки типа «ха-ха-ха» гоминиды ещё не умели. Некоторые специалисты даже считают смех первым зачатком языка.
Над чем смеялись гоминиды в те времена? Мэтью Джервез считает — над попытками самых смелых из своих собратьев ходить на двух ногах вместо четырёх. Первопроходцы комично спотыкались и падали, что вызывало смех у всех остальных. Заметим, что падения и сейчас входят в обязательный репертуар клоунов.
Учёные полагают, что смех вызывается, как правило, несуразицей — ошибкой, несовпадением результата с намерениями или ожиданиями (отсюда неожиданный конец всех анекдотов). Мы смеёмся также, чтобы выйти из стресса, снять недоразумение в общении. Частота и использование смеха меняются в зависимости от эпохи (сегодня люди смеются меньше, чем сто лет назад), от возраста (ребёнок смеётся в 20 раз больше взрослого), от национальной культуры (европейцы смеются меньше, чем африканцы) и от пола (женщины смеются чаще мужчин). Как показал американский гелатолог Роберт Провайн, при разговоре между собой женщины смеются больше, чем беседующие мужчины. Зато мужчины больше склонны шутить, вызывать смех. Известно, что в каждом школьном классе есть свой шут — и это всегда мальчик. И среди профессиональных комедиантов и юмористов явно преобладают мужчины.
Учёные установили, что в смехе принимают участие 15 мышц лица (большинство из них — парные). Всякий смех начи нается с улыбки, для чего растягиваются два больших скуловых мускула. Затем вступают в действие остальные пары, некоторые сокращаются, другие расслабляются. Участвуют мышцы гортани, шеи, груди (особенно межрёберные), живота (особенно диафрагма), спины, а при сильном смехе — и мышцы конечностей, причём некоторые из них расслабляются (так называемый смех до упаду). Свой вклад вносят даже мышцы зрачков — зрачки расширяются. При сильном смехе сокращаются и мышцы слёзных желёз, выдавливая слёзы (смех до слёз).
Резко выдыхаемый при смехе воздух может достигать скорости 120 километров в час. Эти выдохи сопровождаются звуками, напоминающими чаще всего гласные А, О или И и повторяющимися в среднем каждые 210 миллисекунд.
Известна заразительность смеха. Её используют в юмористических передачах, проигрывая за кадром заранее записанный смех. Причины такой заразительности пока не раскрыты гелатологами, но известны целые смеховые эпидемии. Так, в одной из школ Танзании в 1962 году группа девочек, начав над чем-то хихикать, не могла остановиться. Смех перешёл в истерический и распространился на несколько окрестных деревень, откуда ученицы приходили в школу.
Если уж говорить о медицинском аспекте смеха, надо упомянуть, что, по многим данным, смех усиливает иммунную систему, способствует выработке в мозге естественных обезболивающих веществ — эндорфинов, помогает дышать глубже и тренирует дыхательные мышцы. Так что можно ожидать и появления такой отрасли исследования, как медицинская гелатология.
По материалам журналов «New Scientist» (Англия) и «Decouverte» (Франция).
То, что заставляет вас смеяться, многое говорит о том, кто вы есть — Quartz
Юмор уже давно является предметом серьезных исследований психологов, лингвистов, социологов, философов и нейробиологов. Этой теме посвящен целый журнал, и, хотя в это может быть трудно поверить, когда вы поглощены последним фильмом о похмелье, юмор — это гораздо больше, чем просто повод для смеха.
Как сообщается, философ Людвиг Витгенштейн сказал своему другу, философу Норману Малкольму, что «можно написать серьезную и хорошую философскую работу, которая полностью состояла бы из шуток (без шуток.) »Он считал, что игра слов, над которой мы смеемся, помогает выявить наши неоспоримые представления о мире.
«Витгенштейн думал, что язык был нашим окном в лежащие в основе концепции, которые у нас есть, которые часто не являются явными», — говорит Quartz Дэвид Бурсема , профессор философии Тихоокеанского университета. «Обращая внимание на язык, мы можем увидеть, где мы делаем эти концептуальные сдвиги».
С этой целью существует бесчисленное множество теорий о значении того, что заставляет нас смеяться.Одна из самых известных идей заключается в том, что юмор — это средство установления связи. Чарльз Талиаферро, профессор философии в колледже Св. Олафа, говорит Quartz, что шутки — это средство установления личности инсайдеров и аутсайдеров.
«Смех — дело добровольное, — говорит он. «Поэтому, когда люди вместе смеются над какой-то общей шуткой, они образуют, пусть кратковременные и эфемерные, узы. Тогда почти любая шутка может стать «шуткой изнутри», поскольку вы должны были там присутствовать или вы ссылаетесь на первый рассказ.
Бурсема добавляет, что юмор — это способ «разделить нашу человечность друг с другом и разделить наши слабости». Шутки часто являются средством упоминания об ошибке и демонстрации потенциальной уязвимости, а также способом общения с другими.
Тем временем Питер Макгроу, профессор маркетинга и психологии Университета Колорадо, написавший книгу о юморе, говорит, что смех над шутками возник в результате драки приматов. Подобно тому, как игровые драки одновременно и опасны, и в то же время безопасны, Макгроу считает, что мы смеемся над «мягкими нарушениями» — чем-то, что должно вызывать беспокойство, но становится мягким в шутливом формате.
Но наша способность создавать такие связи — показывать уязвимость или участвовать в драках — зависит от индивидуальных особенностей человека. Таким образом, в то время как некоторым людям легко быть юмористическими и завязывать связи с большими группами людей, другие могут быть забавными (и, следовательно, интимными) только тогда, когда они очень близки с другим человеком.
Близость — не единственная роль юмора. Многие верят, что смех — это средство выражения превосходства — понятие, поддерживаемое, в частности, Гоббсом и Декартом. И хотя эту теорию трудно распространить на всевозможные шутки, определенно существует особая разновидность юмора, основанная на стремлении к превосходству, как тупые шутки про блондинок, — говорит Бурсема.«Идея такова:« Тупые блондинки такие тупые, что делают икс, но я бы никогда этого не сделал, потому что я умнее этих тупых блондинок ». Мы смеемся над другими людьми, а не вместе с ними».
Юмор также является выражением культуры (например, некоторые шутки просто не переводятся) и может говорить о некоторых характеристиках общества.
Талиаферро говорит, что он изучал юмор вместе со студенткой комедии Эллисон Лонигро и обнаружил, что комедия имеет наибольшее распространение в справедливых, честных обществах. «Конечно, в тирании или« закрытом обществе »может быть и часто бывает до безобразия забавная, подпольная и подрывная форма юмора», — добавляет он.«Но в условиях страха цензуры и подавления, когда комедия может быть смелой и важной формой сопротивления, она будет более сдержанной и напряженной, чем общество, которое не является амбициозным цензурой».
Итак, то, над чем мы смеемся, — это не просто отражение личного вкуса, а признак нашей личности и культуры. В конце концов, понимание этого не сделает шутку намного смешнее и не поможет вам развить чувство юмора.
«Я всегда думаю о юморе по аналогии с искусством», — говорит Бурсема.«Если вы его получите, вы получите это, и вам немедленно ответят . Если кому-то придется объяснять вам это, вы можете подумать, что это смешно, но, вероятно, не так ».
Вы когда-нибудь смеялись над чужим несчастьем?
Здесь вы найдете все наши вопросы с мнением студентов.
Смеялись ли вы когда-нибудь над тем, кто совершил ошибку, упал или явно сопротивлялся?
Был ли момент вашего страдания предметом шуток или рассказом в социальных сетях? Как вы себя при этом почувствовали?
В статье «Хватит публиковать истерики своего ребенка в Instagram» Ребекка Шраг Хершберг и Дэниел Т.Уиллингем пишет о своих опасениях по поводу того, что родители рассказывают о страданиях своих детей в Интернете:
Что делать родителям, когда двухлетний ребенок безутешно кричит из-за того, что ее обертка от сыра порвалась «не в ту сторону»? Все чаще ответ таков: «сделай снимок, добавь язвительный заголовок и загрузи его в Instagram».
Публичный смех над страданиями вашего малыша почему-то стал не только приемлемым, но и поощряемым. Веб-сайты предлагают сборники «лучших» или готовые шутки, которые читатели могут использовать при публикации фотографий и видео истерики («У Metallica новый вокалист»).
Как психологи и родители, мы понимаем желание смеяться, когда ребенок воет, потому что ему запрещено есть арахис из коробки Amazon, и мы также понимаем импульс сделать эти моменты достоянием общественности. Проблема в издевательстве.
Они продолжают:
Когда ребенок плачет, родители биологически запрограммированы действовать; например, артериальное давление повышается, даже если это не ваш ребенок. Поскольку вы знаете, что во время типичной истерики реальной опасности нет, вы шутите, пытаясь заглушить ложную тревогу, которую звучит ваш древний мозг.
Кроме того, шутки о трудностях с теми, кто разделяет вашу ситуацию, создают внутри группы чувство солидарности. В классическом эксперименте исследователь заметил, что пациенты в больничной палате быстро шутят друг с другом о своих самых больших неудобствах: беспомощности перед больничным распорядком или страхе перед неизвестным. Родителям, видя, как другие дети бездельничают в очереди за продуктами, приходит утешительное знание: «Я не единственный». Популярная книга 2015 года объединила шутливые обзывания с прямыми заверениями: «Малыши — дырки ##: это не твоя вина.”
А ## дырки? Действительно? Что ж, за преимущества юмора приходится платить — кто-то должен быть объектом шуток. Другое больничное исследование показало, что юмор обычно имеет скрытую враждебность, поэтому шутники чувствовали себя обязанными уважать социальную иерархию. Врачи могли подшучивать над ординаторами, а ординаторы — над медсестрами, но шутки, направленные вверх по иерархии, были неприемлемы.
Более формальные эксперименты подтверждают роль агрессии в юморе. В одном эксперименте экспериментатор общался с испытуемыми грубо или нейтрально.Позже экспериментатор «случайно» пролил на себя горячий чай, и испытуемые, с которыми она грубо обращалась, с гораздо большей вероятностью улыбались или смеялись.
Эта точка зрения — что в повальном увлечении публикациями истерик есть привкус подлости — может показаться вам мелодраматической. В конце концов, он не плачет, потому что умерла его собака; он плачет, потому что вода в его поильнике слишком мокрая. Забавно, потому что все в порядке.
Но в его двухлетнем мозгу эти два события могут быть одинаково трагичными.Префронтальная кора не полностью развита, что затрудняет понимание того, что вода может быть только влажной или что его собака не вернется, или регулировать возникающие эмоции в любом случае. То, что его агитация нелогична, не делает ее менее реальной.
Страдания другого человека не должны быть сигналом к тому, чтобы вытащить телефон из-за страстного желания «лайков». Это достаточно плохо, когда это незнакомец в самолете, но насколько еще хуже, когда это ваш ребенок, которому нужно ваше уважение и сострадание?
Студенты, прочтите всю статью, а затем сообщите нам:
Смеетесь ли вы когда-нибудь над чужими несчастьями — в реальной жизни или в Интернете? Как вы думаете, почему люди иногда находят чужие страдания смешными?
Как вы думаете, это когда-нибудь О.К. смеяться над чужой болью? Если да, то в каких ситуациях? Если нет, то почему?
Ваши родители, члены семьи или друзья когда-нибудь делились в сети вашим неприятным моментом? Что вы думаете об аргументе г-жи Хершберг и г-на Уиллингема о том, что родителям не следует делиться видеозаписями истерик своих детей?
Учащимся 13 лет и старше предлагается оставить комментарий. Все комментарии модерируются персоналом Learning Network, но имейте в виду, что после того, как ваш комментарий будет принят, он станет общедоступным.
Что нас смешит? — BBC Future
Почему мы смеемся? Что ж, забавно, что вы задаете этот вопрос, но этот вопрос был предложен читателем Эндрю Мартином, и его очень интересно исследовать. Ибо то, что на первый взгляд кажется простым вопросом, требует удивительно сложного ответа — такого, который уводит нас в самое сердце попыток понять человеческую природу.
Большинство людей догадаются, что мы смеемся, потому что что-то смешное. Но если вы посмотрите, когда люди действительно смеются, вы обнаружите, что это не так.Эксперт по смеху Роберт Провайн часами записывал настоящие разговоры в торговых центрах, классах, офисах и коктейльных вечеринках, и обнаружил, что смех чаще всего не следует за шутками. Люди смеялись в конце обычных предложений, отвечая на несмешные комментарии или вопросы, такие как «Смотри, это Андре» или «Ты уверен?». Даже попытки юмора, вызывающие смех, казались не такими уж смешными. Provine сообщает, что больше всего смеялись строки, такие как «Тебе не нужно пить, просто купи нам выпить» и «Вы встречаетесь с представителями своего вида?».Я полагаю, ты должен был быть там.
Мозговые триггеры
Итак, если мы хотим понять смех, возможно, нам нужно пойти глубже и посмотреть, что происходит в мозгу. Области, которые контролируют смех, лежат глубоко в подкорке, и с точки зрения эволюционного развития эти части мозга являются древними, ответственными за примитивные поведения, такие как дыхание и контроль основных рефлексов. Это означает, что механизмы контроля смеха расположены далеко от областей мозга, которые развились позже и контролируют высшие функции, такие как язык или даже память.
Возможно, это объясняет, почему так трудно подавить смех, даже если мы знаем, что это неуместно. Как только в нашем мозгу разжигается смех, эти «высшие функциональные» участки мозга не могут вмешаться. И наоборот, конечно, над требованием сложно смеяться. Если вы сознательно рассмешите себя, это не будет звучать как настоящая вещь — по крайней мере, поначалу.
Есть еще один фундаментальный аспект смеха. Все люди смеются, и смех всегда включает в себя похожую модель кричащих звуков.Глухие люди, никогда не слышавшие ни звука, по-прежнему смеются. Смеющиеся звуки, издаваемые людьми, имеют многие из акустических свойств речи, еще одно доказательство того, что смех захватывает мозг и аппарат тела, которые мы используем для дыхания и разговора.
Но это не полностью отвечает на исходный вопрос. Даже если мы определили точные области мозга, связанные со смехом, даже если бы мы смогли рассмешить кого-то, стимулируя часть его мозга (что можно сделать), мы все равно не знаем, что заставляет людей смеяться.Да, мы знаем о следствии, но как насчет причины, то есть причины, по которой мы вообще смеемся?
Общая шутка
Чтобы ответить на этот вопрос, возможно, нам нужно посмотреть вовне, чтобы посмотреть на социальные факторы, которые играют, когда люди смеются. Я уже упоминал об исследовании смеха в его естественном контексте. Провайн показал, что смех используется для акцентирования внимания на речи, а не просто для случайного прерывания. Это говорит о том, что он играет коммуникативную роль — это не просто какой-то независимый процесс, который происходит с нами, когда мы с кем-то разговариваем.Он также обнаружил, что оратор обычно смеется больше, чем аудитория, и что смех чаще всего встречается в ситуациях эмоциональной теплоты и так называемой «внутригрупповой близости». Опять же, все это убедительно свидетельствует о том, что смех играет важную социальную роль. И это не всегда используется по положительным причинам. При всем хорошем чувстве, которое сопровождает смех с кем-то, есть и темная сторона, когда над кем-то смеются, чтобы принизить или показать презрение.
Возможно, самая важная социальная черта смеха — это то, насколько он заразен.Смешно просто слушать чей-то смех. Чтобы проверить это, попробуйте сохранять невозмутимое выражение лица при просмотре этого видео, в котором мужчина щекочет гориллу. Вы даже можете поймать смех на себе. Начните с вынужденного смеха, и если вы продолжите смеяться, то скоро обнаружите, что смеетесь по-настоящему.
Эти наблюдения показывают, что смех является одновременно социальным и глубоко укоренившимся в нашем мозгу, неотъемлемой частью древних структур мозга. Мы смеемся, потому что нам это нравится, потому что наш мозг создает нас, и потому, что мы хотим вписаться в социальную жизнь.Все это правда. Но биологи выделяют по крайней мере четыре основных типа ответов, которые можно дать для объяснения поведения : «почему оно эволюционировало?»; «как оно развивалось?»; «Как он развивается на протяжении всей жизни?» и «как это работает?».
В этой колонке даны некоторые ответы на первый вопрос (смех эволюционировал для социального взаимодействия) и на последний вопрос (смех контролируется эволюционными древними мозговыми центрами, которые контролируют дыхание и речь), но даже с началом ответов на эти два вопроса , два других далеки от ответа.Каждый раз, когда мы приближаемся к ответу на фундаментальный вопрос, мы глубже осознаем проблему, оставшуюся ответить на другие.
Спасибо Эндрю Мартину за предложение темы. Если у вас есть собственные предложения, отправьте их по адресу [email protected]
. Если вы хотите прокомментировать эту историю или что-то еще, что вы видели в Future, перейдите на нашу страницу Facebook или сообщение нам на Twitter .
Почему мы смеемся в самые неподходящие моменты и что это говорит о нас
Смех лучше всего описать как физиологическую реакцию на юмор. Фактически, люди могут хихикать уже в трехмесячном возрасте. Тот факт, что смех начинается еще до того, как младенцы начинают говорить, показывает нам, какое значение он играет в повседневной жизни: как невербальный сигнал, смех играет важную роль в социальном общении. Простой поступок позволяет нам общаться с другими.
Однако насмешки тоже могут нас разделить: некоторые люди не могут не смеяться во время чрезвычайно стрессовых ситуаций, таких как похороны.Обычно нервный смех возникает из-за чувства тревоги, напряжения, замешательства или даже замешательства.
Нервный смех впервые изучил психолог Стэнли Милгрэм в 1960-х годах. Милгрэм провел знаменитые эксперименты на послушание, в которых участникам, которых называли «учителями», предлагалось шокировать «учеников» за неправильные ответы. Разряды увеличивались по мощности от легкого разряда 15 вольт до сильного разряда 450 вольт. Хотя на самом деле учащиеся не получали зэпов, учителя считали, что получили.
Интересно, что некоторые испытуемые смеялись, когда слышали крики якобы шокированных учеников, и нервный смех возрастал с увеличением напряжения. Хотя смех мог показаться грубым и неприличным, учителя явно чувствовали себя огорченными, применяя то, что, по их мнению, было болезненным наказанием. Таким образом, подавляющая эмоция вызвала физиологический ответ — в виде смеха.
Простой способ справиться с ситуацией
Вы видели, как люди плачут на свадьбах или кричат от радости, видя концерт своей любимой группы.На самом деле смех на похоронах ничем не отличается. Эти различные реакции считаются несочетаемыми эмоциональными проявлениями. Другими словами, это эмоции, которые не обязательно соответствуют случаю или внутреннему состоянию человека. Но почему мы вообще испытываем нервный смех? Команда исследователей из Йельского университета стремилась выяснить, почему.
Их статья, опубликованная в 2015 году в журнале Psychological Science, продемонстрировала, что конфликтующие эмоции могут возникать в ответ на сильные внешние раздражители или любой тип сигнала вне тела, который вызывает реакцию.
Например, победитель лотереи может почувствовать себя переполненным радостью и заплакать. Поскольку слезы обычно указывают на печаль, они противоречат как радостной ситуации, так и жизнерадостному внутреннему состоянию человека. Тем не менее, мощные внешние раздражители могут вызывать такие загадочные реакции.
Когда люди овладевают этими чувствами, объяснили исследователи, их эмоции часто становятся неуправляемыми. Представьте себе сына, пришедшего на похороны своего отца, где он не может не кудахтать.Хотя это может показаться неуважением, похороны, скорее всего, наполнены огромными внешними раздражителями, которые могут подавить сына. Таким образом, смех — это механизм, позволяющий справиться с ситуацией.
Невролог В.С. Рамачандран исследовал идею нервного смеха как формы совладания в своей книге 2005 года «Краткий обзор человеческого сознания». По словам Рамачандрана, смех может сигнализировать другим, что причина не является угрозой. На самом деле нервный смех даже физиологически отличается от обычного смеха.Он объясняет, что нервный смех обычно возникает в горле, а не на животе. По сути, нервный или неуместный смех может маскировать беспокойство и сигнализировать другим о том, что мы чувствуем себя хорошо, даже в стрессовый период.
Смех — лучшее лекарство?
Во многих ситуациях смех может считаться неприемлемым, и попытки скрыть его могут вызывать смущение. К счастью, есть несколько способов замаскировать неуместный смех.
Медитация осознанности может помочь людям лучше контролировать свои эмоции.Такие простые занятия, как упражнения на глубокое дыхание, могут успокоить ум и отвлечься от внешних факторов стресса, которые могут вызвать хихиканье. Часто когнитивная терапия может помочь эмоциональной регуляции, обучая правильным механизмам совладания.
Однако, несмотря на неодобрение общественности, смеяться в стрессовой ситуации — не всегда плохо. Иногда это может быть именно то, что нам нужно. «Я думаю, что гораздо больше ситуаций, в которых было бы полезно взбодриться и посмеяться», — говорит Билли Стрин, профессор факультета кинезиологии, спорта и отдыха Университета Альберты, который исследовал роль смеха в обучении и общем благополучии. .Он объясняет, что смех может работать как лекарство.
Самое главное, он может служить естественным средством для снятия стресса. По данным клиники Майо, психологическая польза от смеха заключается в уменьшении тревожности, депрессии и стресса. Но это еще не все.
Смех также может принести пользу с физиологической точки зрения, говорится в исследовании, опубликованном в 2016 году в Американском журнале медицины образа жизни. В обзоре изучалось, как врачи могут назначать смех как естественное лекарство. Его преимущества включают укрепление иммунной системы, расслабление мышц и усиление притока крови к органам.
Смех обеспечивает эти физиологические преимущества за счет увеличения потока кислорода и, следовательно, естественных эндорфинов в нашем мозгу. Этот процесс стимулирует такие органы, как сердце и легкие, и способствует расслаблению мышц. Поскольку стресс связан с ослаблением иммунной системы, смех противодействует этому, уменьшая беспокойство. Исследования также показывают, что смех укрепляет иммунную систему, увеличивая количество антител и Т-клеток в крови, которые помогают бороться с инфекциями.
Сейчас, по словам Стриана, смех более чем когда-либо полезен для борьбы с тревогами, вызванными пандемией, климатическим кризисом и борьбой за социальную справедливость.«Чем больше мы сможем найти более светлую сторону жизни и создать возможности для смеха, тем лучше», — говорит он. «Если бы вы могли объединить все преимущества смеха в таблетке, это было бы самым продаваемым лекарством на рынке».
Почему люди смеются? Вы спросили Google — и вот ответ | Софи Скотт
Если вы спросите людей, почему они смеются, они будут говорить о юморе, комедиях и шутках. Юмор, комедия и шутки кажутся очень важными для людей: насколько мы можем видеть, пока у людей был язык, у нас был юмор.Были найдены примеры из древнего Египта, датированные 2600 годом до нашей эры, и до сих пор существует исчерпывающая римская книга анекдотов «Любитель смеха». Юмор может быть постоянным для людей, но точная природа того, что мы считаем забавным, может со временем измениться, и время не одобряло шутки из древней истории.
Древнеегипетская шутка гласит: «Как развлечь скучающего фараона? Вы плывете по Нилу на лодке с молодыми женщинами, одетыми только в рыболовные сети, и призываете фараона поймать рыбу.
Мы смеемся, чтобы показать, что нам нравятся люди и что мы согласны с ними, понимаем их, являемся частью той же группы, что и они.
Столь же странный образец из римской книги анекдотов гласит: «Человек из Абдеры видит недавно распятый бегун. «Клянусь богами, теперь он действительно летает», — говорит он ». Каким-то образом я не вижу, чтобы поворот, основанный на распятии, уморится в наши дни. И хотя нам нравится оценивать шутки в соответствии с тем, насколько они забавны, или пытаться находить самые смешные шутки более научно, они все же могут быть подвержены изменениям во вкусах и моде, а также риску того, что у кого-то могут быть личные причины найти что-то совершенно несмешное.
Обычно мы очень глубоко связываем смех и юмор, но эта связь может быть не такой тесной, как мы себе представляем. Когда я начал работать со смехом, как часть моей работы над вокальными эмоциональными выражениями, я всегда называл это «развлечением». Однако наше непрофессиональное понимание смеха не совсем правильное — хотя мы смеемся над шутками и комедиями, мы больше всего смеемся в социальных ситуациях.
Роберт Провайн продемонстрировал, что в дикой природе смех — это в значительной степени социальное поведение, способ создания и поддержания социальных связей.Он утверждал, что, хотя мы ассоциируем свой смех с юмором и шутками, на самом деле мы больше всего смеемся, когда разговариваем с другими, и в таких разговорах мы редко смеемся над шутками.
А смех чрезвычайно усиливается присутствием других людей — Провин показал, что у нас в 30 раз больше шансов смеяться, когда мы с кем-то еще, чем когда мы одни. И мы смеемся, чтобы показать, что нам нравятся люди — мы можем даже любить их — и что мы согласны с ними, понимаем их, являемся частью той же группы, что и они.
Несколько недель назад я был на конференции в США, в основном с американской аудиторией, и в своем выступлении о создании речи кто-то привел пример произнесения слова «пятно», а затем усложнил его, добавив другое слово. перед этим, говоря «бросить пятно». Я сидела рядом со своей студенткой Софи Микингс, единственным другим британцем, которого я могла видеть. Мы повернулись друг к другу, произнесли ТОСС ПОТ, а затем растворились в беспомощном смехе. Если бы я не сидел рядом с кем-то, кого я знаю и люблю, кто также знал, что tosspot имеет более конкретное значение британского английского, я, вероятно, не кричал бы так грубо в разговоре моего коллеги.
Так что в самом прямом смысле мне нравится думать, что это была ошибка Софи Микингс.
Вик Ривз и Боб Мортимер. «Смех в огромной степени усиливается присутствием других людей — у нас в 30 раз больше шансов смеяться, когда мы с кем-то еще, чем когда мы одни». кто-то смеется. Смех, как и зевота, поведенчески заразен, и мы можем легко уловить его от других людей, особенно если мы их знаем.Здесь есть прекрасный пример того, как Вик Ривз и Боб Мортимер смеются и заставляют смеяться Мэтта Лукаса, когда он пытается петь. И, конечно же, очень известный пример, когда Брайан Джонсон и Джонатан Агнью пытаются продолжать говорить о крикете, выть от смеха («Аггерс! Прекратите!»).Мы повернулись друг к другу, произнесли TOSS POT, а затем растворились в беспомощном смехе
Теперь становится ясно, что, хотя смех является важным социальным признаком привязанности и принадлежности, он может быть даже более важным, чем это.Исследования пар показали, что люди, которые сталкиваются с неприятными, стрессовыми ситуациями с положительными эмоциями, такими как смех, не только сразу чувствуют себя лучше, но и становятся счастливее в своих отношениях и остаются вместе дольше. Смех — феноменально полезный способ для людей вместе регулировать свои эмоции и вместе чувствовать себя лучше. В этом контексте шутки и юмор могут стать невероятно полезным поводом для совместного смеха.
Я, конечно, ловлю себя на том, что откладываю вещи, чтобы поделиться со своим партнером — вещами, которые я слышал, читал или видел и которые мне кажутся смешными (например, то или это) — поскольку я знаю, что буду смеяться над ними больше, если мы прочитаем или послушайте или посмотрите их вместе.Научные исследования показывают, что не только такой смех означает, что я буду больше смеяться, но также важно, чтобы мы смеялись вместе, чтобы мы смеялись вместе. Это почти наверняка применимо ко всем, с кем мы близки. Незадолго до того, как начались похороны отца, я неожиданно начал рассказывать маме свою любимую шутку из ситкома «Каша»:
«Я просто хватался за то, за что угодно, над чем мы с мамой могли бы посмеяться. Вместе. Наверное, мне не помешало то, что я подумал о программе «Каша», которую мы все вместе смотрели бы, когда я был ребенком ».Флетчер: ( нюхает) Дорогой, что это за запах?
Харрис: Вернули меня на свиноферму, не так ли?
Уоррен: Мне очень нравится запах, Харрис.Напоминает мне о доме.
Флетчер: Вы ведь родились на ферме?
Уоррен: №
В то время я хорошо подумал, это странно даже по моим меркам, но теперь я вижу, что просто хватался за что-нибудь, что угодно, над чем мы с мамой могли бы посмеяться. Вместе. Наверное, мне не повредило то, что я подумал о программе, которую мы все вместе смотрели бы, когда я был ребенком.
Последнее поразительное открытие, касающееся смеха, заключается в том, что мы ужасно запоминаем, что делали это. Мы часто можем вспомнить то, над чем мы смеялись, или людей, с которыми мы были, но мы действительно не замечаем, как много мы на самом деле смеемся. Все исследования, в которых спрашивали людей, как часто они смеются, показывают, что люди сильно недооценивают, как часто они смеются, и действительно, если вы наблюдаете, как люди смеются, вы обнаружите, что они всегда смеются больше, чем говорят. Как будто мы не замечаем, как часто смеемся, возможно, потому, что это такой базовый аспект нашего опыта.
Короче говоря, мы смеемся из-за юмора и шуток, но мы смеемся в основном из-за любви и привязанности. Мы смеемся, чтобы поделиться смыслом и пониманием, чтобы почувствовать себя лучше, чтобы подтвердить отношения и завязать новые. Пора, наверное, серьезно отнестись к нашему смеху.
Развитие чувства юмора у вашего ребенка (для родителей)
Чувство юмора может скрасить семейную жизнь. Вы можете подуть малину на животик ребенка, надеть глупую шляпу и преследовать трехлетнего ребенка или сделать вид, что вы упали в кучу листьев, чтобы развлечь первоклассника.По мере того, как дети становятся подростками и подростками, вы можете делиться каламбурами и шутками, поскольку их представление о том, что смешно, становится все более изощренным.
Вместе смеяться — это способ наладить общение, а хорошее чувство юмора также может сделать детей умнее, здоровее и лучше справляться с трудностями.
Мы склонны рассматривать юмор как часть нашей генетической структуры, как голубые глаза или большие ноги. Но на самом деле чувство юмора — это приобретенное качество, которое можно развить в детях, а не то, с чем они рождаются.
Что тут смешного?
Юмор — вот что делает что-то смешным; чувство юмора — это способность распознать это.Кто-то с хорошо развитым чувством юмора способен распознавать смешное в других, а также может их развлекать.
Хорошее чувство юмора — это инструмент, на который дети могут положиться на протяжении всей жизни, чтобы помочь им:
- смотреть на вещи с разных точек зрения, кроме самых очевидных
- быть спонтанным
- улавливать нетрадиционные идеи или способы мышления
- видеть за гранью вещей
- Наслаждайтесь игровыми аспектами жизни и участвуйте в них
- не относитесь к себе слишком серьезно
Дети с развитым чувством юмора более счастливы и оптимистичны, имеют более высокую самооценку и хорошо переносят различия (свои и чужие).Дети, которые умеют ценить юмор и делиться им, больше нравятся своим сверстникам и лучше переносят невзгоды детства — от переезда в новый город до насмешек и мучений со стороны хулиганов на игровой площадке.
И хорошее чувство юмора помогает детям не только эмоционально или социально. Исследования показали, что люди, которые больше смеются, более здоровы — они реже впадают в депрессию и могут даже иметь повышенную сопротивляемость болезням или физическим проблемам. Они испытывают меньше стресса; имеют более низкую частоту сердечных сокращений, пульс и артериальное давление; и лучше пищеварение.Смех может даже помочь людям лучше переносить боль, и исследования показали, что он улучшает нашу иммунную функцию.
Но, прежде всего, чувство юмора делает жизнь веселой. Мало кто из удовольствий может соперничать с вашими детьми.
п.
Разные возрасты — Разный юмор
Дети могут начать развивать чувство юмора в очень раннем возрасте. Но то, что забавно для малыша, не будет смешным для подростка. Чтобы помочь своим детям на каждом этапе развития, важно знать, что их может развлечь.
Младенцы
Младенцы не совсем понимают юмор, но они знают, когда вы улыбаетесь и счастливы. Когда вы корчите смешные звуки или рожи, а затем смеетесь или улыбаетесь, ваш ребенок, скорее всего, почувствует вашу радость и подражает вам. Он или она также очень чувствительны к физическим раздражителям, таким как щекотка или малина.
Где-то между 9 и 15 месяцами младенцы знают мир достаточно, чтобы понять: когда мама надевает пеленку на голову или крякает, как утка, она делает что-то неожиданное — и это забавно.
Малыши
Малыши ценят физический юмор, особенно юмор с элементом неожиданности (например, подглядывание или неожиданное щекотание). По мере того, как дети развивают языковые навыки, они будут находить стишки и бессмысленные слова забавными — и это будет продолжаться в дошкольном возрасте.
И примерно в это время многие дети начинают пытаться рассмешить своих родителей. Ваш ребенок может сознательно указать не на ту черту лица, когда его спросят: «Где твой нос?» или наденьте обувь и прогуляйтесь по дому.
Дошкольники
Дошкольник скорее найдет юмор в картинке, где что-то не в порядке (машина с квадратными колесами, свинья в темных очках), чем в шутке или каламбуре. Несоответствие между изображениями и звуками (лошадь, которая издает мычание) также забавно для этой возрастной группы. По мере того как дошкольники начинают больше осознавать функции организма и то, что вызывает у родителей коза, часто начинают получать удовольствие от юмора в ванной.
Дети школьного возраста
По мере того, как дети переходят в детский сад и за его пределы, базовая игра слов, преувеличения и фарс будут становиться все более забавными.Они могут получить удовольствие, рассказывая простые анекдоты (весело быть тем, кто знает кульминацию!), И будут повторять одни и те же анекдоты снова и снова.
Старшие школьники лучше понимают, что означают слова, и могут играть с ними — им нравятся каламбуры, загадки и другие формы игры слов. Они также начнут высмеивать любое отклонение от того, что они воспринимают как «нормальные» формы поведения или одежды, и грубые шутки, связанные с функциями тела, тоже станут хитом.
Но дети этого возраста также развивают более тонкое понимание юмора, включая способность использовать остроумие или сарказм и справляться с неблагоприятными ситуациями с помощью юмора.
п.
Основы юмора
Никогда не рано начинать развивать чувство юмора у ребенка. Детские улыбки и смех настолько восхитительны, что мы часто делаем это интуитивно — улыбаемся, дуем малиной или щекочем их много раз в день, чтобы услышать смешок.
Очень важно поддерживать эту поддержку, пока дети растут. Когда вы играете и шутите со своим ребенком, наслаждаетесь глупостью и смехом, вы помогаете ему или ей развить игривое и юмористическое отношение к жизни.
Один из лучших способов сделать это с самого раннего возраста — каждый день уделять время тому, чтобы быть восприимчивыми к множеству возможностей, которые дает вам ребенок, чтобы улыбнуться или посмеяться. Будьте спонтанными, игривыми и знайте, что вашему ребенку смешно в разном возрасте. Также будь достаточно игрой, чтобы посмеяться, чтобы шутки не провалились.
Что еще вы можете сделать, чтобы развить у ребенка чувство юмора?
Будьте юмористической моделью. Один из лучших способов развить у ребенка чувство юмора — это использовать собственное.Шутить. Рассказывайте забавные истории. Смеяться в голос. Легко справляйтесь с небольшими катастрофами, такими как пролитое молоко.
Отнеситесь серьезно к детскому юмору. Поощряйте попытки вашего ребенка шутить, будь то чтение (потенциально несмешных) анекдотов из книги или рисование «забавных» картинок с домашними собаками. Хвалите своего ребенка за то, что он пытается быть забавным и открыт для сюрпризов — первый раз, когда ребенок заставляет вас смеяться, становится одним из величайших удовольствий в жизни.
Учите детей, что взрослые веселые, и что они тоже могут быть забавными. Сделайте юмор частью повседневного общения с детьми и побуждайте их делиться забавными наблюдениями или реакциями, даже когда вы находитесь рядом с другими взрослыми.
Создайте атмосферу, наполненную юмором. Окружите своих детей забавными книжками — для малышей и дошкольников это могут быть книжки с картинками или бессмысленные стишки; детям постарше понравятся анекдоты и комиксы. Также посмотрите забавные телешоу, фильмы и веб-сайты для всех возрастных групп — помогите своему ребенку сделать правильный выбор, а затем наслаждайтесь им.
п.
Где провести линию
Вы не хотите, чтобы их парад был дождем, но детям нужны границы, когда дело доходит до юмора, как и в других областях. Вы не хотите поощрять подлые шутки или шутки, поэтому будьте хорошим образцом для подражания и избегайте использования юмора таким образом. Если кто-то расскажет обидную или неуместную шутку, не смейтесь. Найдите время, чтобы объяснить своему ребенку, почему эта шутка не смешная.
Вы также можете слегка отбить охоту к юмору в ванной или, по крайней мере, не участвовать слишком искренне.Это не повредит ничьим чувствам, но детям может быть сложно определить, когда можно пошутить (дома, с семьей), а когда нет (в классе, в церкви).
Семья, которая смеется вместе …
Юмор, прежде всего, социальный. Вот почему вы смеетесь над забавным фильмом сильнее, когда смотрите его в кинотеатре, где другие люди смеются вокруг вас, чем когда вы сидите в одиночестве на диване.
Ключевым аспектом в развитии чувства юмора у вашего ребенка является время, чтобы повеселиться всей семьей.Делитесь шутками, играйте в игры и вместе смотрите смешные фильмы.
Вы можете даже перенять свои собственные необычные семейные традиции, будь то вешание ложек с носа или ношение подходящей пижамы. Это будет забавно сейчас — и, может быть, еще смешнее в грядущие годы, когда вы и ваши дети вспомните те глупые семейные времена.
Аудиокнига недоступна | Audible.com
Evvie Drake: более чем
- Роман
- К: Линда Холмс
- Рассказывает: Джулия Уилан, Линда Холмс
- Продолжительность: 9 часов 6 минут
- Несокращенный
В сонном приморском городке в штате Мэн недавно овдовевшая Эвелет «Эвви» Дрейк редко покидает свой большой, мучительно пустой дом почти через год после гибели ее мужа в автокатастрофе.Все в городе, даже ее лучший друг Энди, думают, что горе держит ее внутри, а Эвви не поправляет их. Тем временем в Нью-Йорке Дин Тенни, бывший питчер Высшей лиги и лучший друг детства Энди, борется с тем, что несчастные спортсмены, живущие в своих худших кошмарах, называют «ура»: он больше не может бросать прямо, и, что еще хуже, он не может понять почему.
- 3 из 5 звезд
Что-то заставляло меня слушать….
- К Каролина Девушка на 10-12-19