Покров народный праздник: приметы, традиции, время свадеб, церковь Покрова на Нерли.

Содержание

приметы, традиции, время свадеб, церковь Покрова на Нерли.

Для наших предков праздник Покрова Пресвятой Богородицы был одним из главных осенних торжеств. Согласно церковному календарю, его отмечали в память о чудесном явлении Богородицы у стен Царьграда, оцепленных сарацинами. Укрыв город своим плащом, Богоматерь спасла его от разорения. На Руси Покров день утвердили при князе Андрее Боголюбском в 1164 году. Образ Пречистой Девы, покрывающей народ своим головным платом, полюбился русским людям.

В славянском календаре Покров знаменовал окончание сельскохозяйственных работ и наступление зимы. В это время часто выпадал первый снег, поэтому Покров Богородицы был связан с приходом зимы и со снежным покровом земли. Говорили: «Покров кроет землю то листом, то снегом». В это время начинали свой труд пряхи и ткачихи. Девушки принимались шить себе приданое.

«Снежок белый поля покрывает, меня, девицу, замуж наряжает»

Уникальная по красоте церковь Покрова на Нерли, построенная в честь праздника, сохранилась с ХII века

Название Покров (плат) Пресвятой Богородицы у людей ассоциировалось с головным платком или фатой невесты. В народе говорили: «Придет Покров, девке голову покроет». Таким образом, торжество стали считать «девичьим праздником» и благоприятной порой для проведения свадеб.

Испокон веков на Руси с праздника Покрова Богородицы начиналась череда свадеб. Семьи, созданные в это время, считались самыми крепкими и счастливыми. Чтобы молодожены жили в достатке, их укладывали спать на нечетном количестве ржаных снопов, желательно на двадцати одном.

На Покров незамужние девушки чуть свет бежали в церковь зажечь свечку. По поверью, какая раньше всех поставит свечу, та раньше всех и выйдет замуж. Девушки могли ходить с непокрытой головой, а для замужних женщин это считалось грехом. Поэтому юные особы обращались к Богородице словами: «Ты, Покров-Богородица! Покрой меня, девушку, пеленой своей нетленной — идти на чужую сторону».

Свадебные приметы в этот день определяли по погоде. Если на Покров ветрено, спрос на невест будет большим. Если выпадет снег, в деревне будет много свадеб, а молодых ждет непременное счастье.

Свадебный «поезд» в Алтайском крае

Современная свадьба на Покров

Современная свадьба на Покров. Воссоздание старинного обряда

«Покров — конец хороводам, начало посиделкам»

Традиционные собрания молодежи в деревне Кеба Архангельской области. Посиделки и припевки на вечереньках в исполнении фольклорного ансамбля

Готовя свои жилища к зиме, при растопке печи хозяйки приговаривали: «Батюшка-Покров, натопи нашу хату без дров». По поверьям, если в этот день истопить избу ветками яблони — всю зиму в доме будет тепло.

Крестьяне верили, что на Покров домовой ложится в спячку. Желая сохранить тепло до весны, в конопаченном и протопленном доме проводили ритуал «запекания углов». Старшая женщина в семье готовила маленькие блины. Первый блин делила на четыре части и клала в углах горницы, чтобы задобрить домового. Дабы пережить голодную зиму, хозяйки «закармливали» домашних животных в хлеву последним снопом, сжатым с овсяного поля. Во дворе взывали к духу хлева, прося позаботиться о скотине. Для праздничного угощения варили мед и брагу, а блюда готовили из плодов нового урожая.

В преддверии праздника девушки начинали гадать и проводить ритуальные действа. С наступлением холодов молодежные гулянья переносились с улицы в избу. Девушки собирались вместе в большом доме, наряжались в лучшие одежды и веселились до упаду. Они верили: «Если Покров весело проведешь, дружка милого найдешь». На первых осенних посиделках девушки выставляли в «отводное» окно хлебную лопату, становились вдоль нее и пели «долгие» лирические песни. Во время пения покачивали лопатой, чтобы «далёко было слышно» — в соседних деревнях. На совместной трапезе угощались кашей и блинами.

Вечером к девушкам присоединялись молодые люди, которые приносили угощения: пряники, леденцы, орехи. В знак внимания парень одаривал приглянувшуюся девицу небольшим подарочком. На таких вечерках-смотринах молодежь присматривала себе подходящую пару. На посиделках собирались каждый вечер с октября по март.

«Покров ярмаркой красен»

Посиделки девушек за рукоделием

Покровские гулянья. Фотография: А. Краснов / фотобанк «Лори»

«Покров кроет землю то листом, то снегом»

Крестьяне на Покров составляли прогноз погоды на предстоящую зиму. Критерием служили приметы:

Если в этот день дует северный или восточный ветер, зима ожидается суровая, а если ветер южный — зима будет снежной и мягкой. Переменный ветер на Покров предвещал переменчивую зиму.

Если журавли улетели раньше Покрова, зима будет ранней и холодной.

Если белка к этому дню вылиняла, зима окажется хорошей.

Если журавли полетят, то на Покров будет мороз, а нет, то зима позже.

история праздника, народные приметы, храм Покрова на Нерли.

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы в календаре православном. В календаре народных праздников значится как Покров. «На Покров до обеда осень, а после обеда зимушка-зима», — говаривали на Руси и стремились завершить к этому дню все работы в поле. Девушки, как водится, — за посиделки. Крестьянской зимой начиналась пора «зимних бесед» длинными вечерами. Историю и традиции праздника изучала Наталья Летникова.

История

Предания ведут речь о событиях Х века. В Константинополе шла война, у стен города стоял враг, и жители взмолились Богородице о защите. Молитву возносили во Влахернском храме императорской резиденции, где хранились святыни: риза Богоматери, головной покров и часть пояса, перенесенные из Палестины в V веке.

Святой Андрей Юродивый с учеником Епифанием были на той службе и увидели Богородицу, которая простерла над молящимися свой покров и молилась о спасении мира и избавлении от бед и страданий. Враги отступили. С тех пор церковному богослужению в этот праздничный день присуще особое «величание».

Владимир Зайцев. Снег на Покров Пресвятой Богородицы. 2008. Фотография: museum.ru

Михаил Нестеров. Покров Богоматери. 1914. ГТГ

Сергей Баулин. Храм Покрова на Нерли. До 1976

Покров на Руси

На Русь праздник пришел в ХII веке при князе Андрее Боголюбском. Его же хлопотами было построено белокаменное чудо древнерусской архитектуры — храм Покрова на Нерли. А во Владимирской области появился целый город Покров.

В праздник Покрова русские войска взяли Казань, и после возвращения из казанского похода царем Иваном Грозным был заложен Покровский собор, в народе получивший название собор Василия Блаженного.

Самые древние изображения праздника Покрова ХIII века — на вратах Рождественского собора в Суздале и в росписях Святогорского монастыря в Пскове. Храмовая икона Покровского Суздальского монастыря хранится в Третьяковской галерее.

В народе

С Покрова крестьяне брались конопатить избы и топить. Скотину вместо пастбища отправляли в зимнее стойло. Зима шутить не любит и шлет тому подтверждения, покрывая землю первым снегом. По примете, снег на Покров обещает зиму снежную и холодную.

Кому хозяйство уберечь и зиму перезимовать, а незамужние девушки о браке хлопочут. На Покров барышни на выданье ставили в храме свечку Богородице, приговаривая: «Покров Пресвятая Богородица! Покрой мою победную головку жемчужным кокошником, золотым подзатыльничком! Бел снег землю покрывает, не меня ли молоду замуж снаряжает». По поверью среди девиц, кто вперед в храме свечку поставит, тому и скорее замуж идти.

На селе устраивали большие съезжие праздники. Как правило, два раза в год. К примеру, в селе Большая Нисогора Архангельской области зимний праздник с песнями и гуляньями приходился как раз на Покров.

Читайте также:

С Покрова наступала пора осенних свадеб, так что само слово связывали и с обычаем покрывать девушкам голову после замужества. Просят в Покров и о семейном счастье, о родителях, детях, супругах. Православные верят, что Богородица будет оберегать, накрывая своим покровом.

Иван Куликов. Пряхи. 1903. Ярославский художественный музей

Григорий Михайлов. Девушка ставящая свечу перед образом. 1842. ГТГ

Василий Максимов. Сборы на гулянье. 1869

Приметы

По Покрову дню — зиму «читают». Ждут наступления суровых холодов на сороковой день после первого снега. Так что «снежный» Покров обещает раннюю зиму. Дождь и даже гром 14 октября сулят зиму мягкую и бесснежную, а если даже слегка не завьюжило, то до Екатерининого дня — 7 декабря — о санках и не помышляй.

Коли снег пока не выпал, то в старину говорили — «на воле будет долго гулять медведь». Раннюю и холодную зиму предвещает отлет на Покров журавлей.

Если береза и клен к середине октября листву не сбросили — к суровым морозам. Сухая погода — к бесснежной зиме, а иней обещает снегопады в январе. Хорошее подспорье в зимних предсказаниях — флюгер. Подует ветер с севера — зима будет холодной, с юга — принесет зимой тепло. Особым романтическим ореолом наделяют на Покров иней. По преданиям, он укрывает землю, точно Покров Пресвятой Богородицы.

Покров в народных традициях Руси

День праздника Покрова Пресвятой Богородицы, является в народном представлении межевым столбом между осенью и зимою. «До Покрова — осень, за Покровом — зима идет!» — говорят на Руси: «Покров — первое зазимье; Покров землю покроет — где листом, а где и снежком».

Представляя грань между ненастным и студеным временами года, первый назимний праздник знаменует собою в глазах хозяйственной деревни срок работ и наймов. С незапамятных пор вошло в обычай договариваться «от Покрова» и «до Покрова». И это имеет свои твердые основания, коренящиеся в самом быту народа-пахаря. К этому времени заканчиваются все работы в поле и на гумне, все заботы о хлебе, — выясняются все виды на предстоящую долгую зиму.

С Покрова начинают играть по деревням свадьбы.

«Батюшка-Покров, покрой ты Мать-Сыру-Землю и меня, молоду!» — причитают они, выходя поутру на крыльцо: «Бел снег землю покрывает: не меня ль, молоду, замуж снаряжает? Батюшка-Покров, покрой землю снежком, а меня женишком!» В других местах это причитание несколько видоизменяется, — вместо «батюшки-Покрова» заклинается «Мать-Покров». В белорусском краю девушки ставят в этот день у обедни свечи пред праздничною иконой Божьей Матери — со словами «Святой Покров! Покрыв землю и воду, покрой и меня молоду!» Снег, запорошивший землю в этот праздник, предвещает, по народной примете, много свадеб и в то же время дружную зиму. Если во время покрывающей землю снегом пороши происходит на Покров венчание, то молодых новоженов ожидает, по словам опытных старых людей, счастие.
«Не покрыл девке голову Покров», — говорят в деревне, -«не покроет и Рождество!» «Ты, Покров-Богородица, покрой меня, девушку, пеленой своей — идти на чужую сторону!» — причитает заскучавшая в девичестве красавица и продолжает: «Введенье-мать-Богородица, введи меня на чужую сторонушку! Сретенье-Мать-Богородица, встреть меня на чужой сторонушке!»

В народном стихе духовном, приуроченном к Покрову, повествуется о том, как «подошли враги у царству Грецкому, угрожают ему войной-гибелью». Слагатель песенного сказания ведет свою речь не от одной богатой воображением выдумки, но и от писания книжного. Взмолилися-всплакались «обложенные» врагами христиане, пришли в Божий храм, «плачут-молятся, просят помощи». Молитва дошла до Матери Божией, сошла Она с небесной высоты:

«Слава райская храм исполнила,
Богородице служат ангелы,
И пророки, и апостолы…»

Собравшиеся в храме молящиеся-плачущие, обращаясь к Заступнице рода человеческого, восклицают: «Что же Ты, Божий гость, голубица Ты, Всепречистая, Благодатная! Ты скажи, зачем прилетела к нам? Аль уж светлый рай от грехов наших стал нерадошен, и пришла Ты к нам, принесла нам казнь от Создателя?.

И Пречистая взмолилась «ко Своему Сыну ко Распятому» за собравшихся во храме людей: — «Сыне Мой, Иисусе Мой! Услыши Ты нас с высоты небес, защити и нас, грешных людей!» Стих кончается тем, что Богородица покрывает Своим «святым омофором» скорбные души христиан «царства Грецкаго» и тем спасает их от врагов.

Праздник, установленный в царствование византийского императора Льва Лев III-й Исаврияинн — император византийский, происходивший из малоазийской области Исаврии, царствовал с 717-го по 741-й год. Сначала он был правителем области в Малой Азии, затем, по воцарении Феодосия III-го, отказался признать его императором, поднял восстание и захватил в свои руки престол. Он оставил по себе память в истории как защитник Византии от арабов (сарацин). В самом начале его царствования столица империи подвергалась осаде врагов, длившейся около года и кончившейся поспешным отступлением арабского флота. Целым рядом других побед над арабами, а в особенности — в 740-м году, остановил он Омайядов в их наступлении на Византийскую империю.

Из внутренней политической деятельности Льва III-го уцелел от забвения его замечательный «земледельческий устав». Как приверженец иконоборства, он сыграл печальную роль в истории Церкви, в память чудесного явления Богоматери, распростершей над Царьградом Свой покров — как небесную защиту города от осадивших его сарацин, принял у новообращенных христиан-славян своеобразную окраску.

Из целого ряда вызванных этим праздником в представлении славянина преданий особенно знаменательно в своей наивной простоте следующее. В стародавние годы, -говорит народ, — Богородица странствовала по земле. Случилось Ей зайти в одну деревню, где жили забывшие о Боге и обо всяком милосердии люди. Стала проситься Матерь Божия на ночлег, — нигде Ее не пустили, везде услыхала Она один ответ: «Мы не пускаем странников!» Услышал жестокосердные слова проезжавший в это время по небесной стезе над деревнею св. Илья-пророк, — не мог снести он такой обиды, причиненной Деве Марии, и на отказавших Божественной Страннице в ночлеге низринулись с неба громы-молнии, полетели огненные и каменные стрелы, посыпался град величиною с человеческую голову, полил ливень-дождь, грозивший затопить всю деревню.

Всплакались испуганные нечестивые люди, и пожалела их Богородица. Развернула Она покров и накрыла им деревню, чем и спасла Своих обидчиков от поголовного истребления. Дошла благость неизреченная до сердца грешников, и растопился давно не таявший лед их жестокости: сделались все они с той поры добрыми и гостеприимными.

В Вологодской губернии, а также и в некоторых иных местах, к Покрову-дню ткут крестьянские девушки, задумывавшиеся о женихах, так называемую «обыденную пелену». Собравшись вместе, они с особыми, приличными этому случаю песнями теребят лен, прядут и ткут его, стараясь непременно окончить всю работу в один день, обыденкой. Приготовленную таким образом пелену (холстину) перед обедней на Покров несут к иконе Покрова Пресвятой Богородицы. Шепотом причитают они при этом: «Матушка Богородица! Покрой меня поскорея, пошли женишка поумнея! Покрой ты, батюшко-Покров Христов, мою победную голову жемчужным кокошником, золотым назатыльником!».

Таким образом, в понятии деревенской молодежи, все впечатления этого праздника объединяются с представлением о свадьбе. Деревенские свадьбы с их самобытной обстановкою, сохранившей в себе яркие пережитки старины, являются живым олицетворением народной мечты, непосредственно сливающейся с самой жизнью нашего крестьянина. На этом празднике трудовой жизни пахаря — раздолье не только пиву хмельному с вином зеленым, но и еще более того песням, — разливаются они из конца в конец деревни свободными широкими волнами. В этих песнях — вся обрядность деревенской свадьбы, в них — вся скорбная повесть жизни русской женщины-работницы, «отдаваемой на чужую сторонушку дальнюю за чужого добраго молодца, за чужанина», — в них все ее скромные недолгие радости. Вся деревня провожает, «пропевает и пропивает» свою девушку, которой посчастливится, с Божьей помощью, «на Покров покрыть победную голову».

Как ни гадает, как ни думает девица красная о замужестве, как ни вымаливает себе жениха-суженого, а все-таки страшно ей покидать дом родительский, где и отец-батюшка «жалел» ее, и матушка родимая «берегла пуще глаза».
Но чем ближе время идет к свадьбе, тем все более и более свыкается сговоренная-«пропитая» девушка со своим замужеством.

И хотя, по словам другой песни, «скоры ноженьки» — при одной мысли о расставанье с девической беззаботностью — «подламываются, белыя рученьки опускаются, ретиво сердечушко пугается», но оно, это самое «ретиво сердечушко разгарчивое», само уже «ко тому ли ко чужанину добру молодцу приклоняется», собирается оно вслед за последними пташками перелетными отлетать из теплого гнезда родимого, годами насиженного.

Собираются с Покрова на отлет, однако, не только одни девушки красные: на Покров улетают, по старой примете, и последние журавли. Если раньше улетят — «быть холодной зиме», — говорит деревня, зорко приглядывающаяся к жизни окружающей ее природы. «Коли белка в Покров чиста (вылиняла) — зима будет хороша!» -можно услышать в Пермской и других северо-восточных губерниях.

К Покрову заботится каждый хороший домохозяин, убравшийся с хлебом, «ухитить» свою хату: проконопатить углы, привалить заваленки. «Захвати тепла До Покрова: не ухитишь до Покрова — изба будет не такова!» Всему есть пора, всему — свое время: «Батюшка Покров не натопит хату без дров».

Накануне Покрова молодые деревенские женщины сжигают в овине свои старые соломенные постели. Этим, по суеверному обычаю, охраняются молодухи от «призора недоброго глаза». Старухи сжигают в это же самое время изношенные за лето лапти, думая исполнением этого «прибавить себе ходу на зиму». Ребятишек обливают перед Покровом водою сквозь решето, на пороге хаты. Это делается, по старинной примете, в предохранение от зимней простуды.

С Покрова, — говорят в народе, — перестают бродить и колобродить по лесам лесные хозяева, лешие. При расставанье со своею полной волею, они ломают немало деревьев, вырывают с корнями кусты, разгоняют зверье по норам, а затем и сами проваливаются сквозь землю до самой весны зеленой, растопляющей своим теплом снега-льды. В канун Покрова целый день воют они, стараясь перекричать ветер; и ни мужик, и ни баба, ни ребята малые не подойдут в этот день к лесу — из боязни, чтобы лесной хозяин не натешился над ними напоследок. «Леший — не свой брат, переломает косточки не хуже медведя!» — говорят в суеверной деревне, не расстающейся до сих пор со своими отжившими время поверьями, обычаями и поговорками.

С Покровских вечеров народ начинает загадывать о зимних работах. «Зазимье — за собой засидки ведет, засидки — заработки. Зимой не поработаешь, весна тебе, лежебоку, брюхо с голоду подведет!» — говорят на севере, не привыкшем к тому, чтобы своего хлеба хватало от одной новины до другой.

Подготовил А. Медельцов
По материалам книги А. А. Коринфского
«Народная Русь. Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа»
Смоленск., «Русич» 1995 г.

история, традиции и народные приметы на 14 октября

Сегодня православные христиане отмечают Покров Пресвятой Богородицы; это один из самых почитаемых праздников у православной церкви, с которым связано много обычаев и народных примет.

Дата праздника непреходящая, его отмечают 14 октября. История праздника связана с событиями, которые произошли в Константинополе в 910 году. В это время к городу подступили вражеские войска, и жители собрались в храме, чтобы молиться о помощи и спасении. Избежать расправы им удалось благодаря явлению Богородицы, которая укрыла их головным покрывалом и сделала невидимыми для врагов.

Традиции и история праздника

Праздник имеет символическое значение. События, в которых Богоматерь простёрла свой покров над людьми, молящимися в храме, имеет глубокий смысл, потому что считается, что над Русью тоже простёрт покров Богородицы.

«Образ покрова является в каком-то смысле частью нашего национального самосознания. Мы прошли тяжелейшими путями нашей национальной истории. Несколько раз мы были на волоске от гибели как народ, как страна, и всякий раз избавление приходило как Божие чудо», — сказал патриарх.

На Руси праздник стали отмечать с XIII века, именно к этому периоду относятся первые известные иконы и храмы в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Пресвятая Богородица традиционно выступает защитницей тех, кому грозит опасность и кто нуждается в защите и помощи.

Богородицу считают покровительницей земледелия. По этой причине посвящённый ей праздник постепенно заменил древнеславянские празднества в честь окончания работ в поле и завершения уборки овощей и фруктов. К 14 октября заканчивали уборку хлеба – последние снопы увозились и складывались в овине или риге.

В этот период было принято активно заниматься подготовкой к предстоящей зиме. Мужчины заготавливали дрова и утепляли дома, а женщины пряли и шили тёплую одежду. Скотину в этот день в последний раз выпускали в поле. Её кормили сеном из последнего снопа нынешней жатвы. Покров – последний день сбора грибов.

В этот день в первый раз в избах топили печи. По этому поводу пекли блины. Считалось, что горячими блинами в первую очередь необходимо помянуть умерших предков – хранителей домашнего очага. По поверью, души предков незримо обитают в углах дома и охраняют жилище от всего дурного.

Накануне праздника в избах наводили порядок, из плодов нового урожая готовили угощения, варили брагу и мёд. Ещё было принято окатывать маленьких детей на пороге дома водой, чтобы они не болели всю зиму.

С Покрова на Руси начинался свадебный сезон. Девушки, мечтающие поскорее выйти замуж, с самого утра шли в церковь и ставили праздничную свечу. По легенде кто раньше свечу поставит, тот и замуж раньше выйдет. Считалось, что семьи, созданные вскоре после Покрова дня, будут крепкими, муж и жена будут жить счастливо много лет.

14 октября незамужние девушки не работали, наряжались в праздничную одежду, собирались в доме, вместе танцевали и пели. Помимо песен и танцев устраивали игры, готовили угощения и ждали гостей. На девичьи Покровские посиделки часто заглядывали парни. Они приносили угощения: пряники, конфеты и орехи и присматривали себе невесту. Считалась удачливой та девушка, которая от парня на Покров получила какой-нибудь подарок или угощение.

На Руси церкви в честь Покрова Божией Матери стали строить в XII веке. Одна из самых древних и красивых — Покрова на Нерли. Также этому празднику посвящён собор Покрова на Рву, более известный как собор Василия Блаженного.

Приметы

По народным традициям в этот день отмечалась встреча осени с зимой.

Само название народная этимология связывает с первым снегом, который покрывал землю, указывая на близость зимних холодов. Подобные представления отражает пословица: «С Покрова до обеда осень, а после обеда зимушка-зима».

В народе говорили:

Какой Покров – такая и зима будет.

Если журавли до этого дня улетели в тёплые края, то зима будет ранняя и холодная.

Если к Покрову берёза и дуб полностью листья сбросили, зима будет тёплой.

Покров землю покрывает – где листом, а где первым снежком.

Если белка до 14 октября вылиняла, то зима будет хорошей.

Батюшка Покров хату не натопит без дров.

Восточный или северный ветер – к холодной зиме.

Если на Покров снег выпал, то и Дмитриев день (8 ноября) снежным будет.

Дождь начался – к ненастной осени.

Если день ясный и тёплый, без снега, то и осень будет долгой, а снега не будет ещё до Михайлова дня (21 ноября).

ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ — информация на портале Энциклопедия Всемирная история

ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ — пра­во­слав­ный празд­ник в па­мять о яв­ле­нии Бо­го­ро­ди­цы в Кон­стан­ти­но­по­ле в середине X века. Со­глас­но цер­ков­но­му ус­та­ву, при­чис­ля­ет­ся к раз­ря­ду так называемых ве­ли­ких празд­ни­ков. От­ме­ча­ет­ся 1(14) ок­тяб­ря.

В ос­но­ву празд­ни­ка по­ло­же­но пре­да­ние, со­дер­жа­щее­ся в Жи­тии блаженного Ан­д­рея Юро­ди­во­го (IX-X века), о яв­ле­нии ему и его уче­ни­ку, Епи­фа­нию, Бо­жи­ей Ма­те­ри: во вре­мя все­нощ­но­го бде­ния во Влахерн­ском хра­ме Кон­стан­ти­но­по­ля, ко­то­ро­му уг­ро­жа­ло на­па­де­ние вра­гов, явив­шая­ся Бо­го­ро­ди­ца, прой­дя по воз­ду­ху в со­про­во­ж­де­нии ан­ге­лов и свя­тых, рас­про­стёр­ла над мо­ля­щи­ми­ся свой плат (омо­фор), или по­кров (греческий σϰ&oxia;επη).

Хо­тя об­ще­при­зна­но, что празд­ник покрова пресвятой богородицы име­ет русское про­ис­хо­ж­де­ние, в ис­то­рической нау­ке дис­ку­ти­ру­ет­ся во­прос о кон­крет­ном вре­ме­ни, мес­те по­яв­ле­ния и ини­циа­то­ре празд­ни­ка. Наи­бо­лее рас­про­стра­не­но пред­по­ло­же­ние, что он по­я­вил­ся на Ру­си при­бли­зи­тель­но во 2-й половине XII века, о чём сви­де­тель­ст­ву­ют дан­ные ме­ся­це­сло­вов и про­лож­ных чте­ний, а ини­циа­то­ром его ус­та­нов­ле­ния был вла­ди­мир­ский князь Ан­д­рей Юрь­е­вич Бо­го­люб­ский. При нём в честь празд­ни­ка покрова пресвятой богородицы бы­ла ос­вя­ще­на По­кро­ва на Нер­ли цер­ковь. Ки­ев­ская ги­по­те­за при­пи­сы­ва­ет идею празд­но­ва­ния покрова пресвятой богородицы од­но­му из ки­ев­ских кня­зей (воз­мож­но,Вла­ди­ми­ру Все­во­ло­до­ви­чу Мо­но­ма­ху). При­во­дят­ся так­же ар­гу­мен­ты в поль­зу нов­го­род­ской вер­сии ге­не­зи­са празд­ни­ка. В це­лом пред­по­ла­га­ет­ся, что по­чи­та­ние По­кро­ва, воз­ник­нув в од­ном из ре­гио­нов Древ­ней Ру­си, по­сте­пен­но по­лу­чи­ло об­ще­рус­ское при­зна­ние. Празд­ник покрова пресвятой богородицы яв­ля­ет­ся славянской ре­цеп­ци­ей ви­зантийского по­чи­та­ния ос­тав­лен­ных Бо­го­ро­ди­цей при Ус­пе­нии ри­зы и поя­са (празд­но­ва­ние 2(15) ию­ля и 31 августа (13 сентября) со­от­вет­ст­вен­но), те­ма­ти­че­ски вклю­ча­ясь, таким образом, в еди­ный «ус­пен­ский» ка­лен­дар­но-бо­го­слу­жеб­ный цикл, что под­твер­жда­ет ана­лиз гим­но­гра­фических тек­стов.

Стар­шие спи­ски бо­го­слу­жеб­но­го по­сле­до­ва­ния покрова пресвятой богородицы да­ти­ру­ют­ся серединой XIV века. В па­мят­ни­ках XV — начала XVII веков на­блю­да­ет­ся вы­тес­не­ние служ­бой По­кро­ва бо­лее древ­не­го чи­на, по­свя­щён­но­го апостолу Ана­нии, чья па­мять от­ме­ча­ет­ся в этот же день; к кон­цу это­го пе­рио­да празд­ник покрова пресвятой богородицы при­об­ре­та­ет не­ко­то­рые чер­ты дву­на­де­ся­тых празд­ни­ков. Та же эво­лю­ция про­сле­жи­ва­ет­ся на ма­те­риа­ле ти­пи­ко­нов и си­нак­са­рей. Уси­ле­ние ин­те­ре­са к те­ме празд­ни­ка покрова пресвятой богородицы при­сут­ст­ву­ет и в древне-русской го­ми­ле­тической литературе XV — XVI веков. В XVIII-XIX века в со­от­вет­ст­вии с об­щей тен­ден­ци­ей раз­ви­тия гим­но­гра­фии по­лу­чи­ли рас­про­стра­не­ние ака­фи­сты По­кро­ву.

В середине XIX века служ­ба на По­кров по­явля­ет­ся в ли­тур­гической прак­ти­ке греческих афон­ских мо­на­сты­рей. Современное чи­но­по­сле­до­ва­ние, со­став­лен­ное не­за­ви­си­мо от славного тек­ста, со­вер­ша­ет­ся в па­мять ос­во­бо­жде­ния Афин от германской ок­ку­па­ции (12. 10.1944).

Со­дер­жа­ние празд­ни­ка покрова пресвятой богородицы — ми­ло­серд­ное за­ступ­ни­че­ст­во и по­мощь Бо­жи­ей Ма­те­ри — бы­ло вос­при­ня­то народной тра­ди­ци­ей восточных сла­вян, до­пол­нив­шей цер­ков­ный празд­ник аг­рар­ной и ма­гической сим­во­ли­кой. В народной куль­ту­ре покрова пресвятой богородицы от­ме­чал на­ча­ло зим­не­го се­зо­на. С это­го вре­ме­ни на­чи­на­ли го­то­вить из­бы к зи­ме, мес­та­ми — пе­ре­ста­ва­ли вы­го­нять скот на па­ст­би­ще; на Ук­раи­не и юге Рос­сии на­чи­на­ли то­пить до­ма. К покрову пресвятой богородицы за­кан­чи­ва­лись все по­ле­вые и ого­род­ные ра­бо­ты и на­чи­нал­ся се­зон по­си­де­лок и сва­деб. Час­то на покров пресвятой богородицы уст­раи­ва­ли пив­ные празд­ни­ки-брат­чи­ны (По­кров­щи­ны).

Ико­но­гра­фия.

Во­прос об ис­то­ках ико­но­гра­фии покрова пресвятой богородицы яв­ля­ет­ся дис­кус­си­он­ным. Со­глас­но од­ной из ги­по­тез, ви­зантийским про­то­ти­пом древне-русских об­ра­зов покрова пресвятой богородицы мог­ла яв­лять­ся ил­лю­ст­ра­ция Ака­фи­ста Бо­жи­ей Ма­те­ри. По дру­гой, в ос­но­ве ком­по­зи­ции по­кров­ских икон ле­жит так называемое пят­нич­ное чу­до, про­ис­хо­див­шее еже­не­дель­но во Влахерн­ском хра­ме: за­ве­са (по­кров), за­кры­вав­шая од­ну из чти­мых икон Бо­го­ма­те­ри, при­под­ни­ма­лась на не­ко­то­рое вре­мя, де­лая об­раз дос­туп­ным для мо­лит­вы, а за­тем так же чу­дес­но опус­ка­лась. Спи­ски с это­го влахерн­ско­го об­раза, ве­ро­ят­но, бы­ли из­вест­ны на Ру­си. Древ­ней­шее изо­бра­же­ние покрова пресвятой богородицы в древне-русском искусстве — на пла­сти­не мед­ных врат Ро­ж­де­ст­вен­ско­го со­бо­ра в Суз­да­ле (1-я треть XIII века): Бо­го­ма­терь пред­став­ле­на в трёх­чет­верт­ном раз­во­ро­те, с под­ня­ты­ми в мо­лит­вен­ном жес­те ру­ка­ми, над Ней про­стёр­то по­кры­ва­ло, по сто­ро­нам — ан­ге­лы, в верх­нем пра­вом уг­лу — по­лу­фи­гу­ра бла­го­слов­ляю­ще­го Хри­ста. В XIV веке сло­жи­лись 2 ико­но­гра­фического из­во­да покрова пресвятой богородицы «Нов­го­род­ский» пред­став­ля­ет Бо­го­ро­ди­цу стоя­щей фрон­таль­но с воз­де­ты­ми ру­ка­ми над за­кры­ты­ми вра­та­ми хра­ма, ан­ге­лы дер­жат над ней плат (рос­пись со­бо­ра Сне­то­гор­ско­го монастыря в Пско­ве, 1313 год; ико­на из Зве­ри­на монастыря, около 1399 года, Нов­го­род­ский государственный объ­е­ди­нён­ный ис­то­ри­ко-ар­хитектурный и ху­дожественный му­зей-за­по­вед­ник; ико­на 1-й половины XV века из со­брания А. В. Мо­ро­зо­ва, ГТГ; псков­ская ико­на 1-й половины XV века, Эр­ми­таж, Санкт-Пе­тер­бург), на фо­не пред­став­лен 5-гла­вый храм с ку­по­ла­ми. Ко вто­ро­му, «суз­даль­ско­му», ти­пу от­но­сят­ся об­ра­зы, на ко­то­рых плат, сим­во­ли­зи­рую­щий за­ступ­ни­че­ст­во Бо­жи­ей Ма­те­ри пе­ред Бо­гом за че­ло­ве­че­ский род, дер­жит са­ма Бо­го­ма­терь, вни­зу, в цен­тре, — ам­вон, на ко­то­ром сто­ит преподобный Ро­ман Слад­ко­пе­вец со свит­ком в ру­ках (хра­мо­вая ико­на 2-й половины XIV века, ГТГ; ико­на по­след­ней четверти XV века, Вла­ди­ми­ро-Суз­даль­ский ис­то­ри­ко-ар­хитектурный и ху­дожественный му­зей-за­по­вед­ник; обе — из По­кров­ско­го монастыря в Суз­да­ле). В изо­бра­же­ни­ях дан­но­го ти­па Бо­го­ма­терь пред­став­ле­на на ар­хитектурном фо­не, пе­ре­даю­щем чер­ты Влахерн­ско­го ан­сам­бля в Кон­стан­ти­но­по­ле — пря­мо­уголь­ной ба­зи­ли­ки с 2-скат­ной кров­лей и круг­лой ку­поль­ной церк­ви. В обо­их из­во­дах в ниж­ней час­ти изо­бра­жа­ют­ся блаженный Ан­д­рей Юро­ди­вый, ука­зую­щий на Бо­го­ма­терь, и груп­пы апо­сто­лов, свя­ти­те­лей, му­че­ни­ков и других святых. В XVI веке про­изош­ло объ­е­ди­не­ние двух ико­но­гра­фических ва­ри­ан­тов: плат над Бо­го­ма­те­рью дер­жат ан­ге­лы, а вни­зу сто­ит Ро­ман Слад­ко­пе­вец (дву­сто­рон­няя ико­на из Со­фий­ско­го со­бо­ра в Нов­го­ро­де, Нов­го­род­ский государственный объ­е­ди­нён­ный ис­то­ри­ко-ар­хитектурный и ху­дожественный му­зей-за­по­вед­ник). Для па­мят­ни­ков XVI-XVII веков ха­рак­тер­но вклю­че­ние бoльшего ко­ли­че­ст­ва дей­ст­вую­щих лиц: сре­ди при­сут­ст­вую­щих пред­став­ле­ны Та­ра­сий Кон­стан­ти­но­поль­ский, за­щи­щав­ший по­чи­та­ние икон Бо­го­ма­тери, и ви­зантийский император Лев VI Муд­рый, в прав­ле­ние ко­то­ро­го про­изош­ло вла­херн­ское чу­до (нов­го­род­ская ико­на середины XVI века, ГРМ).

В западно-ев­ропейском искусстве близ­ки­ми по смыс­лу к об­раз­ам покрова пресвятой богородицы яв­ля­ют­ся из­вест­ные с середины XIII века изо­бра­же­ния «Ма­дон­ны Ми­зе­ри­кор­дии» (Ма­дон­ны Ми­ло­сер­дия), ук­ры­ваю­щей мо­ля­щих­ся сво­им пла­щом (при­пи­сы­вае­мый С.  Мар­ти­ни об­раз из Национальной пи­на­ко­те­ки, Сие­на, около 1305-1310 годов; трип­тих «Рас­пя­тие», «Ро­ж­де­ст­во Хри­сто­во» и «Ма­дон­на Ми­зе­ри­кор­дия», 1333 год, Лувр, Па­риж; центральная часть по­лип­ти­ха Пье­ро дел­ла Фран­че­ски, 1445-1460-е годы, Городская пи­на­ко­те­ка, Бор­го-Сан­се­польк­ро). В рас­ши­рен­ном ва­ри­ан­те края пла­ща Ма­дон­ны дер­жат ан­ге­лы (рос­пись Д. Гир­лан­дайо в церкви Онь­и­сан­ти во Фло­рен­ции, 1480 год).

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

история праздника, традиции, народные приметы — Петропавловск news

Душа всегда просит праздника. Если его не придумали предки, то кто нам самим мешает найти его толкование в религиозных книгах или собрать у мудрых бабушек первые зимние приметы? Главная из них – к 14 октября земля должна обязательно снегом покрыться. Хоть чуточку, хоть тоненьким легким слоем! Тогда в следующем году обязательно будет большой урожай на полях.

Как только я сообщила своим спутникам эту примету, как тут же вместе с мелким нудным осенним дождиком в Туле полетели белые бабочки снега. Вчера, например, я с внуками и со свежеиспеченной студенткой Тимирязевской сельхозакадемии, недавней ученицей обычной казахстанской Назарбай — школы, прошлась по главному проспекту большого русского города, шумно и весело отмечавшего православный праздник Покрова Пресвятой Богородицы.

Казахстанская гостья не поняла, почему у входа в по-осеннему золотой городской парк толпятся невесты в белых свадебных платьях и женихи при полном параде. Многие даже с младенцами в колясках или в рюкзачках. Тоже не знаете почему? Программы праздников читать надо! Тогда все знали бы, что в Покров и прежде, и теперь считался идеальным днем для сватания и женитьбы. Даже сегодня молодые пары, собираясь осенью под венец, стараются спланировать свадьбу на Покров Богородицы, чтобы семья была крепкой. А в парк пришли «старые молодожены» — прошлогодние и более раннего «выпуска». В парке сегодня состоятся концерт, торжественный молебен и гонки молодых родителей с детскими колясками. Совсем малюсенькие потомки «выпускников» были бережно закутаны в полиэтилен и прикрыты зонтиками. Большинство все-таки уже носились по аллеям на своих ножках. Ветераны! Ведь такие спортивные состязания проводятся в больших городах и в старых селах уже не впервые, а лет семь подряд. Традиция, однако! Да еще дважды в год – весной, когда цветут вишни и яблони, и осенью, когда ветки деревьев гнутся от вкуснейших плодов, как нынешней осенью. После забега, не только победители, но и все участники получат сертификаты и подарки, украшенные символами города — Героя.

Теперь уже все знают: Пресвятая Владычица Мария — покровительница молодоженов, защитница юных девушек и молодых семей. Она покрывает землю снегом или желтыми листьями, а головы замужних женщин – красивыми платками. Брак, заключенный на Покров, будет крепким и счастливым. А если в этот день еще и выпадет снег, то жить молодым в любви и достатке душа в душу. Вот и летят легкие снежинки вместе с моросящим дождиком. Но недолго –так, чуть- чуть, чтобы не забывал народ, что впереди долгая и холодная зимушка –зима.

Что же еще следует знать о таком большом христианском празднике? Покров – один из величайших православных праздников, который отмечают ежегодно в один и тот же день – 14 октября. В нынешнем, 2019 году, Покров выпал на понедельник. История утверждает, что именно 14 октября 910 года (или 1 октября 910 года по старому стилю) случилось чудо, которое заставило весь православный мир преклонить голову перед Богородицей. К столице Византии – Константинополю – подступили войска варваров. Жители города спрятались во Влахернском храме и молились о спасении. Внезапно, во время ночной службы они увидели образ Пресвятой Богородицы, которая в окружении ангелов шла по воздуху. Святую Деву Марию сопровождали пророк Иоанн Предтеча и апостол Иоанн Богослов. Согласно преданию, она помолилась перед алтарем и раскрыла над людьми в храме свой покров (омофор, покрывало, плат). Это и защитило жителей Константинополя от врагов. С тех пор, Пресвятая Дева Мария, или Богородица, стала заступницей для каждого, кто обращается к ней и величает ее в своих молитвах. А икона Покрова Пресвятой Богородицы стала одной из важнейших святынь православного мира. За два тысячелетия сложились особые традиции празднования Покрова. Этот день считается моментом встречи осени и зимы, наступления первых холодов. Часто как раз к этому празднику на поверхности земли появляется первый иней или выпадет снежок и опадают листья на деревьях. Наши предки прекращали к 14 октября все полевые работы, собирали последний урожай и готовились к зиме. Традиционно в этот день было принято всей семьей отправляться в церковь, чтобы вместе помолиться Богородице о заступничестве и попросить ее защите.

Но существовали и более светские дела, которыми можно было заниматься на Покров. Предки считали: если молодая девушка в этот день позволит себе посмеяться и вдоволь повеселиться, то в следующем году встретит достойного жениха.

«Если Покров весело проведешь, дружка милого найдешь», — говорили в народе.

На Покров незамужние девицы устраивали посиделки и гадали на суженого. Была и другая традиция, согласно которой девушки отправлялись в церковь и ставили свечи перед иконой Божьей Матери, моля об удачном замужестве. Однако, так как Покров — большой религиозный праздник, то считалось, что на Покров Пресвятой Богородицы грешно заниматься тяжелыми домашними делами, такими, как стирка, уборка и шитье. Не стоит посвящать этот святой день ремонту и строительству. И что уж точно запрещено – это сквернословить, ругаться и употреблять алкоголь, а так же не занимать на Покров деньги и не давать взаймы. В этот праздник следует посвятить время Богу и молитве. На Покров нет поста, поэтому не существует запретов касательно праздничного застолья. На стол подают разнообразные блюда –овощные, мясные, выпечку. Однако не принято готовить слишком много. Обязательно следует в этот день подать милостыню тому, кто нуждается, и помочь ближнему.

Наши предки внимательно наблюдали за природными явлениями на Покров и делали прогнозы на будущий год. Каким будет урожай, ранней ли будет весна и как скоро ударят первые морозы? Ответить на эти вопросы можно и с помощью народных примет. Их было очень много, особенно посвященных свадебным традициям. В народе считалось, снег на Покров предвещает большое количество свадеб, а если на Покров дует сильный ветер, то выйдут замуж многие девушки именно из этой деревни. Вот еще несколько покровских примет, посвященных природным явлениям.

Улетают журавли на Покров – к ранней и холодной зиме.

Дубы и березы сбросили все листья – год будет теплым, а если не все – это к суровой зиме.

Какой будет погода на Покров, такую следует ожидать и зиму.

Откуда на Покров дует ветер, оттуда следует ожидать первых морозов.

Первый снег – к скорым заморозкам и похолоданию.

Также существуют приметы касательно хозяйства и уюта.

Приготовить много блинов на Покров – всю зиму в доме тепло будет.

Не утеплишься до Покрова – будешь всю зиму в холоде прозябать.

Не давать необдуманных обещаний, если вы не уверенны в их выполнении.

Не усложняйте отношения с близкими и не провоцируйте их на конфликты.

Народные приметы — это обобщенный опыт предков, который старшее поколение передает младшему. Не стоит забывать, что Покров — большой религиозный праздник, который приходится на октябрьские дни. Считается, что все, что происходит во время Покрова, обязательно сбывается. Поэтому вести себя следует умно и осторожно. Лучше этот день посвятить семье и налаживанию гармонии в романтических отношениях. В этот период у человека возрастает желание к творчеству и созиданию.

В середине октября (а это как раз время Покрова) сбываются хорошие приметы. Вот такие например.

Если вы услышите громкий собачий лай на Покров, в период полнолуния, это значит, что вас ожидает внезапная дружеская помощь или добрые вести издалека.

Словом, как любят говорить многие суеверные люди, мысль материальная и легко сбывается. Нужно только настроить себя на позитив и вести себя дружески с окружающими. И все будет хорошо!

Праздник Покрова — история праздника, приметы на покров Пресвятой Богородицы

14 октября православные будут праздновать Покрова Пресвятой богородицы. Рассказываем историю праздника и народные приметы этого дня.

Покрова Пресвятой Богородицы 2019 / фото УНИАН

14 октября 2019 года православные и греко-католики будут встречать христианский и народный праздник Покрова Пресвятой Богородицы.

Покрова Пресвятой Богородицы — один из самых важных праздников в христианской традиции. Его полное название — Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

Читайте такжеВыходные в октябре 2019: когда и сколько отдыхаем (календарь)

В этот день верующие будут молиться о защите от врагов и придерживаться ряда правил. Мы расскажем об истории праздника, особенностях и важных приметах сопутствующих этому дню.

Покров Пресвятой Богородицы: история и значение праздника

Праздник Покров Пресвятой Богородицы берет свое начало с вторжения киевского князя Аскольда в Византию. По легенде, жители Константинополя понимали, что они обречены и начали молиться Богородице, прося о защите. Чудо этого дня произошло перед самым вторжением в Константинополь: волшебным образом, горожане исчезли. Это объясняют явлением Богородицы жителям Константинополя. Она помогла верующим, укрыв их своим омофором — одеянием для богослужения.

В 910 году византийская империя вела войну с племенами русов. Понимая неизбежное вторжение и жестокую расправу над христианами, византийцы молились всю ночь. Явление Богородицы, описанное святым Андреем, выглядело, как парение Богородицы над людьми в ярком свечении с ангелами и святыми покровителями. Она молилась с остальными верующими и плакала, прося о защите для горожан. После молитвы Богородица сняла с себя покрывало и укрыла им весь город.

Спасенный город уверовал в силу молитвы, а Аскольд со своим войском, шокированный происходящим, принял христианство.

Сам праздник символизирует защиту, которую дает искренняя молитва. Покрова остаются важным элементом в иконописи, объясняющим верующим важность веры и силу молитвы. Омофор, как часть одежды епископов является напоминанием богословам о важности защиты слабых и заблудших. На покрывале изображают кресты и носят поверх остальной церемониальной одежды.

Покров Пресвятой Богородицы икона

Народные приметы и обычаи на праздник Покрова

На Покрова ожидают похолодание и праздник совпадает с листопадом или первым снегом. Этот день — граница между ушедшим летним теплом и набирающей обороты зимой. До Покровов надо собрать весь урожай и подготовится к холодам.

Народная примета, ставшая наиболее популярной — это снежные Покрова, означающие много свадеб. Как правило, в Украине сезон свадеб начинался зимой, давая возможность собрать урожай и начать приготовления к торжествам. 

Хорошая традиция в современном мире — праздновать свадьбу на Покрова. Считается, что семья, созданная в этот день, под защитой у Богородицы. Многие пары специально назначают венчание на Покрова, чтобы укрепить молитву о крепком браке.

Читайте такжеДень Веры, Надежды, Любови и Софии: когда отмечают, история, приметы и что категорически нельзя делать в этот праздник

Покрова Богородицы также считают символом защиты военных от врагов. Не зря, 14 октября празднуют День защитника Украины. Это очень символичная дата, создающая позитивную ассоциацию и совмещающая гражданский праздник с религиозным.

Молитвы о военных часто читаются именно в Покровских храмах, а в горячих точках всегда присутствует икона Покров Пресвятой Богоматери.

Люди заметили особенности, связанные с этим днем, создав приметы, которые до сих пор подтверждаются:

Если на Покрова улетают журавли, то зима будет ранней и холодной.

Если дуб и береза на Покрова скинут все листья, то год будет легкий, а если не все – к суровой зиме.

До Покрова – осень, после Покрова – зима.

Откуда на Покров ветер дует, с той стороны и жди первые морозы.

Если на Покров ветер южный – зима будет теплой, северный и восточный – холодной, западный – снежной.

Если на Покров падает снег, то и на Дмитрия (8 ноября) пойдет снег, а если снега не будет, то и на Екатерины (7 декабря) снега не будет.

Если первый снег до Покрова выпадет, то зима не скоро придет.

Какая погода на Покров, такой вся зима будет.

Не утеплишь дом до Покрова – всю зиму будешь мерзнуть.

Если на Покров перетопить печь яблоней, то всю зиму в доме будет тепло.

Покрова пришла – посиделки привела.

На Покров последний сбор плодов.

Если детей на Покров облить водой через сито, они меньше будут болеть.

Весело Покров проведешь – хорошего жениха найдешь.

Снег в свадьбу на Покров – счастье молодым.

Много снега на Покров – будет много свадеб в следующем году.

Если парень на Покров за девушкой ухаживает, он станет ее женихом.

На Покров сильный ветер – будет много невест.

Если сыграть свадьбу на Покров – молодые будут жить душа в душу.

Если хозяйка напечет много блинов, то в зимнюю стужу в доме будет тепло.

Народные и религиозные запреты на Покрова / фото УНИАН

Что можно и что нельзя делать на Покрова

Существуют народные и религиозные запреты на Покрова. Как и на другие религиозные праздники, запрещена домашняя рутинная работа. Нельзя заниматься уборкой и стиркой. Лучше в этот день не шить и не вышивать. Запрещено делать ремонтные и строительные работы. Особенными запретами можно считать запрет давать деньги в долг. Также нельзя отказывать сватам. Девушка отказавшая в этот день, еще три года не выйдет замуж. Желательно не готовить в праздник и отложить все глобальные дела до вечера или до следующего дня.

Можно и даже нужно на Покрова просить у Богородицы здоровья и сил. По традиции, после богослужения женщины делали блины. Незамужние девушки просят скорейшего замужества, а семейные люди окуривают свой дом веточками яблони, чтобы привлечь удачу и счастье.

Ни в коем случае на Покрова нельзя сквернословить, обманывать и обижать окружающих. Особенность этого праздника в том, что Богородица дает просящему и закрывает удачу и солнце от грубого и грешного. Принято отдавать излишки неимущим и не жалеть денег на подаяния.

Покров Пресвятой Богородицы 2019: видео