Семен летопроводец праздник: Семенов день — Праздник Семен Летопроводец

Содержание

значение праздника, обычаи и обряды, приметы и поверья в Семенов день

Ежегодно 14 сентября отмечается народный праздник Семен Летопроводец. Для православной церкви 14 сентября – это день почтения памяти сирийского монаха Симеона и его матери Марфы Каппадокийской.

В народе святого прозвали Летопроводцем, так как на Руси в этот день обычно устраивали проводы лета и встречу осени. Праздник, отмечаемый 14 сентября, имеет ряд других народный названий. Самые популярные из них – это Первые Осенины и Семенов день. Также в народе этот день называют Встреча осени, День старого бабьего лета, Семеновы Осенины, Засидки, Марфа.

Семен Летопроводец или Первые Осенины – это праздник, который существует уже довольно долго, а потому не удивительно, что за годы существования у него появилось множество традиций и обычаев, обрядов, примет и поверий. Многие из них актуальны даже в наше современное время.

Основное значение и смысл этого праздника для наших предков заключались в проводах лета. Народ прощался с теплыми деньками, с Солнцем и встречал осень. По традиции праздник Семена Летепроводца или Первые Осенины встречали шумно и весело, устраивались народные гуляния с песнями и плясками. Считалось, что пришла пора бабьего лета, а после его завершения народ уже начинал готовиться к зиме. В этот день хозяйки накрывали богатые столы, на которых обязательно были пироги, блины и другая выпечка. Молодежь водила хороводы и веселилась.

Традиционно Семен Летопроводец или Первые Осенины 14 сентября 2018 года считается идеальным временем для свадьбы. Согласно поверью, заключенные в этот день браки, будут долговечными и счастливыми, супруги проживут долгую семейную жизнь в достатке и любви.

Также Семенов день 14 сентября считается благоприятным временем для переездов и новоселий. Считается, что в этом случае на новом месте людям будет сопутствовать удача.

В некоторых местностях по сей день на Семена Летопроводца 14 сентября принято устраивать посиделки. Женщины и девушки занимаются рукоделием, при этом поют негромкие песни или ведут беседы.

Самым популярным обрядом на Первые Осенины у наших предков был обряд, посвященный похоронам мух или тараканов. Согласно поверью, наши предки воспринимали всех насекомых как олицетворение нечистой силы. А потому каждый год они проводили этот своеобразный ритуал, дабы избавиться от насекомых и всякой нечисти в их лице хотя бы на год. По поверью, нельзя было проводить этот обряд в одиночку, а потому он проводился массово. Люди из плодов нового урожая мастерили так называемые «гробики», в которых и хоронили мух либо тараканов.

Вообще праздник Семен Летопроводец или Первые Осенины 14 сентября

очень почитался нашими предками. А потому готовиться к этому дню было принято заранее. Накануне Семенова дня люди гасили в доме весь огонь, оставляя на ночь только одну лампадку, так называемый «новый огонь». Согласно поверью, этот обряд помогал привлечь в дом удачу, благополучие и спокойствие.

Читайте также: Как привлечь богатство, удачу и добиться успеха в сентябре 2018 года: сильнейший осенний заговор на исполнение желания

Многие люди до сих пор верят в правдивость примет в Семенов день 14 сентября. А потому стараются обязательно в этот праздник наблюдать за погодой, природными явлениями, птицами.

Считается, что теплый погожий день на Семена Летопроводца 14 сентября 2018 года сулит мягкую зиму без сильных морозов. Также теплую зиму предвещает южный ветер в этот день.

Если к Первым Осенинам птицы уже улетели в теплые края, то зима будет ранней.

Пожар в полях в Семенов день всегда считался плохой приметой. Он означал то, что следующий год будет неурожайным. А обилие паутины на полях сулило затяжную осень.

Дурным знаком было поругаться в Семенов день с соседями. Согласно примете, из-за этого можно в будущем нажить себе врагов.

Также была еще одна плохая примета в Первые Осенины. Считается, что того, кого в этот праздник укусит муха, до конца года будут преследовать несчастья.

Но была и хорошая примета на Семена Летопроводца 14 сентября. Считалось, что если в этот праздничный осенний день к девушке посватается парень, то они будут счастливы в браке.

Читайте также: Как добиться благополучия, финансовой независимости и счастья в сентябре 2018 года: осенние приметы на деньги, любовь и удачу

Сценарий. Обрядовый праздник «Семён-Летопроводец»

 

ОБРЯДОВЫЙ ПРАЗДНИК «СЕМЁН-ЛЕТОПРОВОДЕЦ»

 

Сценарий обрядового праздника для подготовительной группы. В празднике отражены традиционные, обрядовые, народные игры, свойственные только для этого праздника.

Цели: познакомить детей с обрядовым праздником «Семён — Летопроводец». Формировать чувство гражданственности, гордости за свое Отечество.

Задачи: — приобщать воспитанников к художественному самодеятельному творчеству, — воспитывать интерес к древней культуре Руси; — воспитывать духовные и нравственные качества, любви к Родине.

 

В зал заходит женщина в русском народном костюме, ведёт детей которые тоже одеты в народные костюмы.

Заводят хоровод под песню-игру «Комарики-мошки» идут хороводом

Выстраиваются в круг, начинают играть в эту игру

в центре ребёнок, машет платком, он комарик, а другой за центром, он будет ловить, все дети идут по кругу, в центре пляшет, а кто за центром тот ходит противоходом

 

Комарики мошки тоненькие ножки,

Тоненькие ножки пляшут по дорожке,

Комарики мошки тоненькие ножки,

Тоненькие ножки пляшут по дорожке,

Близко ночь, улетайте прочь

(дети начинают жужжат и поднимают руки воротики, ребёнок в центре убегает через воротики от того, кто за центром)

 

Ведущая: Поймали комарика, ну (называет имя, кто будет выбирать)

                       Выбирай другого комарика.

Ребёнок – гальщик: Комар комарище длинный носище! (и на кого он указал, тот будет комариком)

И снова начинается игра

Комарики мошки тоненькие ножки,

Тоненькие ножки пляшут по дорожке,

Комарики мошки тоненькие ножки,

Тоненькие ножки пляшут по дорожке,

Близко ночь, улетайте прочь

(дети начинают жужжат и поднимают руки воротики, ребёнок в центре убегает через воротики от того, кто за центром)

Ведущая: Поймали комарика, ой ребята, мы с вами заигрались и пришли в гости, давайте поздороваемся с гостями?

Все: Здравствуйте люди добрые!

1-й ребёнок выходит на центр зала

1-й ребенок: Наступил Семен! Лето провожает он!

 

2-й ребенок: Пора лето провожать,

В гости осень к нам встречать!

Здравствуй осень золотая,

Мы дождались урожая.

Хлебушка душистого,

Меда золотистого,

Капусты и моркови,

Гречки со свеклою!

 

Все начинают жужжать Ж-ж-ж-ж-ж-ж

 

3-й ребёнок: Кыш, кыш мухи, комаровы подруги, пора вам умирать.

4-й ребёнок: Муха муху ешь, а меня не трошь.

5-й ребёнок: Вокруг носа вьётся, а в руки не даётся.

Все продолжают жужжать как мухи и махать руками.

Ведущая: Ой, ребята, что же нам делать?

6-й ребёнок: А-А-А! Надо главную муху поймать, и в землю закопать!

Ведущая: Правильно! Ведь раньше на Руси считалось, что в мухах живут злые духи, устраивали им похороны. Делали из репы, брюквы, моркови маленькие гробики, в них клали горсть пойманных мух и с шутливой торжественностью почестью выносили из избы, чтобы предать земле. Прощались с прошлым годом, плохим и нехорошим! И встречали новый, светлый, и радостный год! Ну что, устроим мухам похороны?

(ответы детей)

А вы мух то поймали? (ответы детей) Ну что давайте положим, как много мух, молодцы мальчики!

Дети поют песню «А мы муху хоронили» в руках у них ложки,

а у одной из них трещотка и они играют только на них на припев.

1.     А мы муху хоронили

1-й ребёнок причитает:  Ой, на кого ты нас покинула.

2-й ребёнок причитает:  Да на всю зиму згинула.

          Всю посуду перебили.

Припев: Эх, барыня ты моя, сударыня ты моя,

                Барыня, ты моя, сударыня ты моя.

2.     А мы муху, закопали, горько плакали, рыдали.

Припев: Эх, барыня ты моя, сударыня ты моя,

                 Барыня, ты моя, сударыня ты моя.

3.     А мы муху отпевали!

3-й ребёнок причитает:  Хоть ты больше не возвращалася!

 

4-й ребёнок причитает:  Лучше бы не видели тебя целый год, а то и два

Гусли, дудки, поламали.

Припев: Эх, барыня ты моя, сударыня ты моя,

                Барыня, ты моя, сударыня ты моя.

 

4.      Хорошо что околела, всему миру надоела.

Припев: Эх, барыня ты моя, сударыня ты моя,

                Барыня, ты моя, сударыня ты моя.

 

Ведущая: Ну что, не слышно ли нашу муху? (ответы детей: — Нет)

                   Пора и белых мух ждать можно!

                   А вы догадались, кто это белые мухи?  (ответы гостей)

                  Ну конечно, это снежные хлопья.

 

Ребёнок: «Пшите, мухи, вон, пришла хозяйка в дом, вам лето летоватъ!

Все дети: Нам зиму зимовать»,

 

Все поют (уходят из зала и продолжают играть на муз инструментах):

                     Эх, барыня ты моя, сударыня ты моя,

                     Барыня, ты моя, сударыня ты моя.

ПРАЗДНИК ПРЕПОДОБНОГО СЕМЕНА СТОЛПНИКА (ЛЕТОПРОВОДЦА) И ЕГО МАТЕРИ МАРФЫ

 

 

Семен день – праздник полон обрядов и обычаев. В церковном календаре именуется как праздник Преподобного Семена Столпника (Летопроводца) и матери его Марфы. По христианскому календарю праздновался в первый день осени, а в старину этот день считался началом Нового года.

Прославился Семен тем, что стал основоположником столпничества (В усиленных иноческих подвигах – непрестанной молитве, Симеон провел 80 лет, 47 из них простоял (провел) на столпе, который постепенно строил сам. Последний столп был высотой около 16 метров). Его учению последовали монахи-аскеты по всему миру. Семен был праведником, от Бога получил дар исцелять душевные и телесные недуги, предвидел будущее.

 

 

Летопроводцем Симеона называли за то, что около его дня обычно наступает конец лета и чувствуется наступление осени. Время от 1 до 8 сентября называется «Семинскою неделью». Если погода стояла теплая в продолжение семи дней, то говорят обыкновенно в насмешку: «Вот и бабье лето!» Это лето часто долго сопровождается зеленью лугов, деревьев, цветов и прочих растений.

Наблюдали за погодой:

— Если первый день бабьего лета будет ясный и теплый, то и вся осень будет теплая и ведренная и наоборот.

— Семён лето провожает, бабье лето наводит.

К этому дню заканчивались все сельскохозяйственные работы. Необходимо было убрать все яровые, так как посевы могли погибнуть, там, где имеются бахчи – снимают дыни, арбузы, начинают мочить коноплю, сушить и мять лен, а еще солят огурцы…

— «Коли на Семен-день не убрали колосовые, считай, пропал урожай: зерно выпало наземь».

Люди массово начинали убирать картошку. В поле разводился огонь, на котором пекли картошку и грели руки, «чтобы не мерзнуть зимой».

В старину на Летопроводца в сельском быту заканчивались все торговые и хозяйственные сделки.

В древней Руси Семен-день также имел значение юридическое. Этот день был сроком для взноса государственных податей и для явки к суду по делам тяжебным и к судебному свидетельству.

Связывались с этим днем и различные поверья. В этот день народ переезжал в новые дома, так как считалось, что это принесет жильцам нового дома счастье.

Приметы, обрядодействия:

— Переходы в Семен-день на новоселье – счастье и веселье.

— Перед новосельем вперед пускают ночевать кошку или петуха, или их вместе, чтобы ублажить домового.

— Под фундамент нового дома кладут деньги – для богатства, шерсть – для тепла, ладан – для святости.

— Подкова висит у порога – к счастью, в доме.

Семен-день – день отлета ласточек и «наказания воробьев». Ласточки в народе – символ весны, удачи, а воробьи, наоборот, считались проклятыми птицами. В народе создалось особое отношение к ласточке. Примечали, если ласточки свили гнездо под крышей дома — в нем живут хорошие люди, запрещалось разорять их гнезда. Обычно ласточки неожиданно для людей улетали в теплые края, существовало поверье, что добираются они туда через колодцы. Вот почему в селах осенью не чистили колодцев, «чтобы не мешать ласточкам добраться в теплые края».

 

Совсем другое в народе было отношение к воробьям. Так как существовало такое поверье, что вовремя распятия Христа воробьи кричали палачу, что он жив. Может поэтому их назвали «живчиками» и «христопродавцами».

Из-за того, что они наносили большой вред посевам на полях – клевали пшеничные зерна, подсолнух и коноплю, портили плода вишни, черешни и т.д. – их не очень-то «уважали». Осенью, когда созревали посевы, воробьи собирались в большие стаи и налетали на них. Чтобы уберечься от этой напасти, селяне ставили чучела, обращались к богу с молитвами, использовали даже заклинания. В отдельных случаях прибегали к обряд действиям: хозяин поля, после того как поле было засеяно, без рубахи трижды оббегал его, с приговором, потом останавливался возле своей рубахи, три раза бросал через себя по жмене земли. Кое-кто поступал иначе – брал палочку, которой измерял покойника, чтобы знать, какой длины делать гроб и с ней трижды оббегали посевы. Старожилы утверждали, что это самый лучший способ от воробьиной напасти. Было и такое поверье – в этот день Семен распределяет воробьев и, «если не отпраздновать Столпника, то нечистый может наслать воробьев на посевы и те уничтожат все под чистую или выдерут солому с крыши». Говорят, на Семена нечистый меряет своей меркой воробьев. По мерке определят, сколько взять себе, а сколько выпустить, якобы, поэтому все воробьи собираются к нему и в Семен-день их нигде нельзя увидеть. В других источниках, в одну из грозовых ночей воробьев собирают на судилище в камышовых зарослях (отсюда пошло название «воробьиная ночь»), и каждому «разбойнику» приходится признаться Семену (в других вариантах Камышовому) о своих злых поступках. На такой «очной ставке» присутствовали и обиженные ласточки.

 

Возможно, в старину этот день посвящался птицам, но с введением христианства постепенно эти обряды растворились, сохранившись в отдельных фрагментах легенд и поверий.

Ужи в это время выходят на берег и «ходят по лугам на три версты»; впрочем, в некоторых местах верили, что в этот день на лугах появляются не змеи, а рыбы угри, которые, выпрыгнув из реки, купаются в росе и смывают с себя все свои болезни.

Большое значение праздник имел и в семейной жизни. С этого дня происходило «посвящение в мужчины». Четырех-пятилетних мальчиков впервые стригли и усаживали на коня: «На Семена дитя постригай и на коня сажай, на ловлю в поле выезжай». Обряд символизировал переход от детства к отрочеству. По этому поводу в семье готовили праздничный обед, на который приглашали родственников и соседей. Для обряда посреди комнаты на широкий стульчик ставили бочонок из-под теста, накрывали его вывернутым мехом наверх тулупом. Когда гости собрались, мальчика торжественно усаживали на бочонок, брали стульчик с четырех сторон – поднимали, качали; потом дед или отец кропил ребенка свяченой водой и срезал накрест немного волос: эти волосы заворачивали в платочек и прятали, дальше стричь продолжал кто-то из родных (возможно крестный). Следующий раз постриг происходил через пару лет, и третий раз – непосредственно перед свадьбой. Мужчины в этот день ездили на ловлю зайцев и впервые брали с собой детей.

 

 

На Семена – первый праздник псарских охотников. Охотники притравливали зайцев, ставили очепу (специальное приспособление для ловли) на заячьей тропе, пока земля не промерзла, чтобы зимой по снегу зайцев ловить. Впоследствии, когда выпадет снег, зайцы обыкновенно не бросают летней тропы, а продолжают по ней бегать.

Народ сохранил загадки про зайца:

— Косой бес поскакал в лес.

— На гору бегом, с горы кувырком.

— Комочек пуха, длинное ухо, прыгает ловко, любит морковку.

По общепринятому мнению, зайцев ловить может не каждый, а только тот, кто знает «словинку, т.е. специальный наговор. А «словинку» знают не многие, поэтому и зайцев ловят лишь некоторые крестьяне.

Фрагмент наговора:

«Стану благословясь, пойду перекрестясь из избы дверьми, изо ворот воротами, в чисто поле заворыма, в чисто поле, восточную сторону, на синёё море… От веку по́ веку, отныне до́ веку. Дай господи, пришли, господи, надели, господи мне, рабу божьему белого звиря, зайца черноухого, Долгоухого…»

Одним из самых распространенных обычаев Семен-дня считался обычай «хоронить» мух, тараканов, блох и прочих вредных насекомых, одолевающих крестьян в избах; при этом считалось, что «убить муху до Семина дня — народится семь мух; убить после Семина дня — умрет семь мух». На похороны девушки наряжались в лучшие наряды, делали из сухих листьев, репы, брюквы или моркови маленькие гробики, клали туда пойманных насекомых и с «шутливой торжественностью» (иногда с плачем и причитаниями) выносили их из избы, чтобы предать земле. При этом во время выноса кто-нибудь должен гнать мух из избы «рукотерником» (полотенцем, в некоторых местах – веником) и приговаривать:

— Муха по мухе летите, мух хоронить;

— Мухи, вы мухи, комаровы подруги, пора умирать;

— Муха муху ешь, а последняя сама себя съешь;

— Мухи да комары кусаются до поры;

— Злую муху осенью закопать – другие не будут кусать.

 

Обряд сопровождался специальными песнями:

Тарака дрова рубил,

Комар водушку носил,

В грязи ножки увязил.

Вошка парилася,

Да ударилася.

Ненароком –

Правым боком:

Ребро вывихнула.

Клопы подымали,

Живот надорвали.

 

Два братца, два Кондратца

Нову баенку строили;

Две сестрички, две лисички

Нову баенку топили.

Повела вошка блошку

В нову баенку.

Муха пару подавала,

Вошка парилася:

С перепару вошь упала —

Ножку выламала.

Ты сходи-ко к воеводе

Попроси-ко воеводу…

Два дня лечилася –

На третий в могилу.

…В попы были клопы,

А дьячки были сверчки.

тараканы погребали,

Мыши голос подавали:

«Помянинашу рабу,

Серу вошь во нробу».

Стукнуло, грякнуло в лесе:

Комар с дуба свалился, упал он не коренище,

Сбил он себе плечище.

Слетелися мухи-горюхи,

Славные наши громотухи.

Стали они возглашати,

Что о комаре вспоминате:

«Ах ты наш светик, комар!

Жаль нам тебя немалу,

Как будешь ты умирати,

Где нам тебя погребати?-

«Схороните меня во поле,

Во зеленой во дубраве,-

Там-то ребята бывают,

Зелено вино распивают,

Туды-сюды зазирают,

Про комара вспоминают:

— Тут лежит комарище,

Удалой парень, ребятище!»

 

Уже в конце прошлого столетия песни эти в большинстве своем стали восприниматься и исполняться или как детские потешки, или как шутки небылицы, а сам обряд превратился действительно в забаву, веселую игру!

Смысл обряда был не только в изгнании насекомых, но и был возможностью для девушек показать себя перед холостыми парнями, устроить смотрины. Именно с Семен-дня начиналась свадебная неделя, которая продолжалась до Филипповского поста.

— Для парня посвататься – все равно, что дровней попросить: не дадут в одном месте, дадут в другом.

— Свателся к девушке тридцать с одним, а быть ей за одним…

В старину крестьяне Огонь называли «богом», «святым огнём»; при розжиге огня («вытирали» его из дерева вручную трением) читали молитвы. В народе на Семен-день бытовал обряд, связанный с первым зажиганием света (огня) на встречу осени, который назывался «Женитьба комина» Под «комином» (прикрепленной к потолку в доме большой трубе-дымоходу, сплетённой из лозы или сделанной из мешковины и обмазанной глиной) вешали пасвет (лучник) — обычную сковороду или металлическую решётку. На нём зажигали лучину, которая освещала дом. «Комин» белили, увивали спелым хмелем, цветами, освещёнными в церкви на Ивана Купала, лентами. «Чествовали» огонь на пасвете водкой, бросали кусочки сала, зерно, орехи и сладости. Присутствующие высказывали пожелания благополучия в семье и хозяйстве, чтобы ладилась работа. Женщины пели свадебные песни «жениху».

В некоторых местах доныне сохранилась осенняя игра с хороводом под именем пиво варить. Эта игра взята из обыкновения варить пиво к бабьему лету. Молодые женщины выходят с брагою к воротам, за коими давно теснится толпа праздных поселян, и угощают их: наперед старых, потом молодых, а после девушки начинают хоровод пиво варить. Составив круг, девушки ходят и поют с насмешливыми движениями. Действиями рук, плеч и всего тела они намеренно обнаруживают состояние пьяного, которое явно указывает на разгульную жизнь мужика, обращающего каждый случай в бражничество. Пояснение этого находится в самой песне:

Аи, на горе мы пиво варили,

Ладо мое, ладо, пиво варили! Мы с этого пива все вкруг соберемся,

Ладо мое, ладо, все вкруг соберемся! Мы с этого пива все разойдемся,

Ладо мое, ладо, все разойдемся! Мы с этого пива все присядем,

Ладо мое, ладо, все присядем! Мы с этого пива спать ляжем,

Ладо мое, ладо, спать ляжем! Мы с этого пива опять встанем,

Ладо мое, ладо, опять встанем! Мы с этого пива все в ладоши ударим!

Ладо мое, ладо, в ладоши ударим! Мы с этого пива все перепьемся,

Ладо мое, ладо, все перепьемся! Теперь с этого пива все передеремся,

Ладо мое, ладо, все передеремся!

По окончании хоровода женщины приносят кувшины браги и угощают девушек.

Наступали холода, и Семен-день был последним, когда заканчивались летние празднования на улице. Молодь собиралась в домах одиноких женщин на посиделки. В первый день осенних посиделок девушки готовили вареники, обрядовую кашу, а парни нанимали музыкантов. Конечно же, посиделки сопровождались песнями и танцами.

ОСЕННИЕ И ВЕСЕННИЕ ПРАЗДНИКИ СЕМЁН ЛЕТОПРОВОДЕЦ Начинается

ОСЕННИЕ И ВЕСЕННИЕ ПРАЗДНИКИ

СЕМЁН ЛЕТОПРОВОДЕЦ Начинается 14 сентября. Суть праздника — торжества по поводу приближения осени: накануне заканчивалось лето и начинался новый год. В этот день совершаются обряды: новоселье, засидки, возжигание огня, обряд пострига, похороны мух, предание о воробьях. Семёнов день считается счастливым, поэтому советуют справлять новоселье. Приметы: Семён лето провожает, бабье лето наводит; на Семёна — последняя гроза; на Семёна колосовые не убрали — считай пропали; если гуси улетают на Семён-день, жди ранней зимы.

МАСЛЕНИЦА Отмечается в течение недели перед Великим постом. Цель праздника — прощание с зимой. Традиции: печь блины, ходить в гости, устраивать застолья, кататься на санях и санках, наряжаться, сжигать или хоронить чучело Масленицы. Празднуется с мясопустной субботы по прощёное воскресенье. Плодовитость людей в народном сознании была неразрывно связана с плодородием земли и плодовитостью скота, со стимуляцией плодородия связана третья сторона Масленицы — поминальная.

ЧИСТЫЙ ПОНЕДЕЛЬНИК • Чистый понедельник – первый день Фёдоровой недели и Великого поста. В этот день все друга прощают и начинают день с чистой совестью и чистой душой.

ВЕРБНАЯ НЕДЕЛЯ Вербная неделя – шестая неделя Великого поста. Главные народные ритуалы недели соединены с вербой и выпадают на субботу и воскресенье. Есть сказка связанная с данной неделей, которая гласит, что прежде верба была дамой, и у неё было столько деток, что дама поспорила с самой Матерью. Землёй о том, что она плодовитее Земли. Рассердилась Мать-Земля и превратила даму в вербу. На этом празднике есть верование — освящённая верба может приостановить летнюю грозу, а брошенная в огонь — посодействовать при пожаре. Традиции праздника: освящение вербы, битиё вербными веточками, заклички весны

КРАСНАЯ ГОРКА весенний праздник, который отмечается в первое воскресенье после Пасхи. В этот день празднуются: весенние девичьи хороводы, еда с яичницей, молодёжные забавы. Красная куча символизирует целый доход весны, конкретно этим праздником встречают эту пору года. Кроме такого что Красная куча символизирует доход весны, праздник символизирует еще навстречу мужчин и женщин, поэтому что весна – это правило новейшей жизни для всей природы. На празднике Красной горке имеется одна поговорка, которая гласит: » Кто на Красной горке жениться, тот вовек не разведется. »

Семёнов день (Семён Летопроводец) | Религиозные праздники

Подходит к концу церковный календарный год, миновало ещё одно лето… На протяжении многих лет 14 сентября (1 сентября по старому стилю) Русь Православная вместе с Церковью отдаёт дань памяти святого Симеона Столпника. В народе этот день назывался Семёновым, или Семиным днём, осенинами, проводами лета. А самого святого именовали Летопроводцем, провожающим лето природы и лето как временной отрезок длиною в год. Этот период-рубеж был наполнен своими традициями и обычаями.

Семён Столпник

Святой преподобный Симеон (390-459 гг.) Прославился своим подвигом во имя Господне — столпничеством. Покинув суету мира, он уединился в собственноручно построенной высокой каменной башне. Такие сооружения называли столпами. Долгое время, не выходя из башни, ограничивая себя во всём, даже в отдыхе, святой неустанно молился Господу, принимал многочисленных страждущих, помогая им советом и исцелением. На Руси, обращаясь с просьбами к святому, именовали его Семёном Столпником, а в быту — Семёном Летопроводцем.

Новолетие

В древние времена славяне связывали начало календарного года с наступлением весны: первыми тёплыми днями, согревающими лучами солнца, прилетом перелётных птиц, началом работ в поле. Летоисчисление велось от 1 марта.
В середине XIV века, по примеру Византии, начало церковного и гражданского нового года на Руси было перенесено на 1 сентября (по старому стилю). Так продолжалось вплоть до 1700-го, когда по указу Петра I официальное новолетие стали отмечать как в Европе — 1 января. Но Русская православная церковь и в наши дни продолжает считать 14 сентября (по новому стилю) началом церковного года — индикта.
В старину сентябрьское новолетие в городах справляли торжественно. Ровно в полночь, извещая население о наступлении нового года, на Семёнов день начинали звонить колокола, а в больших городах палили пушки. По старинным поверьям, эти громкие звуки отгоняли разгулявшуюся на границе времён нечистую силу.
В деревнях же новый год встречали в доме самого старшего в роду, а утром отправлялись в храм на праздничное богослужение. В народном сознании 14 сентября больше связывалось с памятью святого Семёна Столпника и церковным новолетием, чем с гражданским новым годом, который по старинке долгое время продолжали встречать в марте.
После праздничной службы отправлялись в поле завершать последние работы, по окончании которых устраивались весёлые братчины. Говорили: «В Семён-день до обеда паши, а после обеда руками маши». Всей деревней готовили еду, непременно варили пиво.
К новому году, как правило, заканчивались не только работы в поле, но и хозяйственные и торговые сделки, судебные тяжбы. На Семёнов день торжественно устраивал свой личный суд государь.

Переходный период

Любой переходный период, как в природе, так и в жизни человека, связан с обновлениями. Сёмин день представлял для крестьян рубеж года, границу времён года: лета-осени, период завершения сбора урожая и начала пожинания плодов.
Чтобы оставить в прошлом всё плохое: болезни, несчастья, бытовые проблемы и неурядицы, деревенские жители обновляли основу домашнего очага — огонь. Накануне вечером гасили по дому все огни, переставали топить печь. Поутру самый уважаемый в семье мужчина — как правило, старик — добывал трением двух дощечек новый «живой огонь». Затем младшая в избе девушка, дочь или невестка, раздувала едва теплящийся огонёк, зажигала от него свечу, а потом растапливала печь. Участники обряда олицетворяли собой связь времён и поколений: старики — память и опыт прошлого; «молодухи», продолжательницы жизни, — силу и энергию будущего.
В некоторых местностях новый, заговорённый на благополучие и здоровье огонь приносил в семью деревенский знахарь.
Ещё одним обычаем, «соблюдаемым в Сёмин день, было «сажание на коня» и «постриг» мальчиков, выходящих из младенческого возраста. Мать или крёстный отец состригали с головы четырёхлетнего сына прядь теменных волос и прятали в ладанке. Затем отец в первый раз сажал мальчика на коня, позволяя немного проехаться самому или с помощью крёстного. После чего был праздничный обед, непременными гостями которого были крёстные ребёнка. Кумовья разламывали над мальчиком хлеб с добрыми пожеланиями и одаривали крестника подарками. Так календарный и природный рубеж совпадал с переходным периодом жизни ребёнка, его первым приобщением к взрослой жизни. Участие же крёстных в обряде ещё раз подчёркивало их важную роль в жизни крестника.
К Семёну Летопроводцу в деревнях приурочивали новоселья. Говорили: «Сёмин день на новоселье — будут в новом доме счастье и веселье». В новый дом переходили, прихватив в горшке с углями домового; для определения места супружеского ложа, а после — детской кроватки, запускали первой кошку; оставляли на ночь петуха, чтобы тот утренним кукареканьем разогнал нечистую силу, дабы она не досаждала хозяевам.
Крестьяне верили, что поутру Семёнова дня выходит из реки рыба угорь. Уходил он по покрытым утренней росой лугам за три версты, смывая с себя болезни. Если кто из людей, пока не высохнет роса, ступит на то место, где прошёлся угорь, то возьмёт на себя все его хвори. Поэтому суеверные деревенские жители поутру Семина дня никогда не выходили на реку. В некоторых местностях полагали, что свои болезни в сентябрьское новолетие смывает с себя не рыба угорь, а похожая на неё змея — уж.
По поверьям, мерил на Сёмин день чёрт воробьёв своей меркой — «четвериками»: сколько себе взять, сколько отпустить. Для этого все воробьи слетались к нечистому, и их нельзя было увидеть. Полагали, что такая кара постигла этих птиц за то, что, согласно легенде, они своим чириканьем выдали Христа и подавали гвозди во время Его распятия.

Бабье лето

Как в старину, так и в наше время уходящее лето пытается обмануть приближающуюся осень. По народным наблюдениям, на Семена Летопроводца возвращалась по-летнему тёплая, а иной раз жаркая погода. Но потепление бывало недолгим: от одной до двух недель. Это последнее тёплое времечко в народе называли бабьим летом. Во времена язычества это был период чествования Макоши — женского божества. Покровительницы женщин и женских занятий.
Для женщин начинались более лёгкие по сравнению со страдой работы. На открытом воздухе хозяйки трепали пеньку, мочили и стлали лён. Девушки примечали: если нить ложится ровно — муж будет покладистым, если неровно — негожим. Вновь задумывались они о женихах, а матери — о невестах для сыновей. Ведь предстояла свадебная пора!
С Семёнова дня начинались засидки или супрядки, — вечерние работы при огне. Девушки собирались в заранее сговорённой избе и под песни, сказки и загадки принимались за рукоделие. Сюда же приходили и старшие женщины — выбирать невест для сыновей: которая из девиц более ловкая и сноровистая, голосистая, умная да смекалистая.
Иногда на засидки приходили парни, пообщаться с девушками, посмотреть на них в работе.
Но не только за работой приглядывали молодцы себе невест. Ходили они тайком подглядывать за похоронами мух, блох и тараканов — ещё одним обычаем Семёнова дня. Идёт он с языческих времён и связан с почитанием Белбога — повелителя всех насекомых.
Девушки собирали мух, блох, тараканов, муравьёв и прочих вредителей и устраивали для них шуточные похороны. Под песни и изображаемый плач хоронили насекомых в маленьких гробиках из капустной кочерыжки, брюквы, свёклы или моркови. Верили, что после этого они исчезнут на год. В избах махали полотенцем, выгоняя насекомых. Некоторые считали, что гнать их лучше своими штанами.
С началом бабьего лета молодёжь начинала водить хороводы и играть в игры на воздухе, пока позволяла погода. Во время гуляний навещали дома зажиточных крестьян, где специально для водящих хороводы выставлялись пиво и пироги. Так справляли осенины — встречали, впуская на порог, осень.

Журнал: Тайны 20-го века №37, сентябрь 2012 года
Рубрика: Светлые праздники
Автор: Елена Артёмова

Метки: Русь, обряд, православие, христианство, Тайны 20 века, традиция, обычай, похороны, лето, день, крестьянство, осень, сентябрь, осенины, муха, 14 сентября


14 сентября — Симеон Столпник » Русские праздники, приметы, обычаи и традиции

Семен-летопроводец. Семен день. Марфа
По церковному календарю. Церковь отмечает день преподобного Симеона Столпника. 1 сентября по старому стилю, или 14-го по новому в XX веке, начинается новый церковный год.
Святой Симеон (356—459) восемьдесят лет жил аскетом, изумляя людей своей самоотверженностью и умением читать чужие мысли. В 412 году чудотворец уединился в крохотной келейке, которая располагалась на четырехметровом столбе, и жил в ней сорок семь лет, молясь в уединении и занимаясь пророчествами…
По народному календарю. День святого Симеона Столпника в народе называли «Семен-летопроводец», или просто «Семин день». Это был день для взноса оброков, пошлин и податей, и с этого же дня обычно начинались и прекращались все условия и договоры, заключаемые поселянами между собой и с торговыми людьми (отдача внаем земли, рыбных и других угодий).
Название летопроводца закрепилось за Семиным днем потому, что наступает конец лета. В народе об этом дне говорили: «Семин день — севалка с плеч» или: «Семин день — семена долой» (то есть конец посеву), «В Семин день до обеда паши, а после обеда пахаря с поля гони» (с наступлением сентябрьских дней ясная утренняя погода к полудню часто сменяется холодом и ненастьем). Время с Семина дня по 8 сентября называется бабьим летом — это начало бабьих сель-ских работ. Завершался сев озимых хлебов.
«Похороны» мух. Во многих местах с днем Семена-летопроводца был связан обычай хоронить мух, тараканов, блох и прочую нечисть, одолевающую крестьянина в избе.
Потешные похороны устраивали девушки, для чего вырезали из репы, брюквы или моркови маленькие гробики. В эти гробики сажали горсть пойманных мух, закрывали их и «торжественно» (а иногда с плачем и причитаниями) выносили из избы, чтобы предать земле. При этом кто-нибудь должен был гнать мух из избы полотенцем и приговаривать: «Муха по мухе, летите мух хоронить» или: «Мухи вы мухи, Комаровы подруги, пора умирать. Муха муху ешь, а последняя сама себя съешь».
Обычай хоронить мух и тараканов наблюдался по всему северу России, причем повторялся даже в деталях, и только кое-где, вместо полотенца, советовали изгонять мух штанами в полной уверенности, что это средство неизмеримо больше действует, так как муха, выгнанная штанами, навсегда теряет охоту возвращаться в избу снова. С изгнанием мух была связана и специальная примета. В народе говорили: «Убить муху до Семина дня — народится семь мух; убить после Семина дня — умрет семь мух».
Приметы. Если первый день бабьего лета будет ясным и теплым, то и вся осень будет теплая и ведреная, и наоборот. Бабье лето ненастное — осень сухая.
Если на Семен день теплая погода, то вся зима будет теплая.
Если Марфа грязная вышла, то осень должна быть дождливой.
Много тенетника — осень ясная, зима холодная,
Семенов день считается счастливым, поэтому советуют в этот день справлять новоселье.
Обзаводились новым огнем. Добывали огонь трением из дерева или высекали его из камня.

Огонь Сварожич

Третьим братом Солнца и Молнии, третьим сыном Неба и Земли для древних славян был Огонь.
В древние времена Огонь был поистине центром мира человека. В глубочайшей древности Огонь отгонял прочь тьму, холод и хищных зверей. Позже собирал вокруг себя несколько поколений рода — большую семью.
Во время трапезы Огонь угощали первым и лучшим кусочком трапезы. Любой странник, совсем чужой человек, становился «своим», стоило ему обогреться у очага. Его защищали как родного. Нечистая сила не смела приблизиться к Огню, зато Огонь был способен очистить что-либо оскверненное. Огонь был свидетелем клятв. Считалось, если парень и девушка сумеют перелететь через пламя, не расцепив рук, — стало быть, их любви суждена долгая жизнь.
Существовало множество примет и поверий, связанных с Огнем. В присутствии Огня немыслимо было ругаться таким образом: «Сказал бы тебе… да нельзя: печь в избе!»
Сваха, придя сватать невесту, непременно протягивала руки к печи, грея ладони: тем самым она призывала Огонь себе в союзники, заручалась его поддержкой. Новобрачную молодой муж торжественно обводил трижды вокруг очага. А если в момент рождения ребенка Огонь неожиданно угасал, то в этом видели верный признак рождения будущего злодея. Не случайно и то, что перед новобрачными разбивали горшок, только что побывавший в Огне: «Сколько кусочков, столько бы и сыночков!»
Особую священную силу приписывали Огню, полученному самым первобытным способом — трением. Такой Огонь считался чистым, не соприкоснувшимся ни с какой скверной. Добывая такой Огонь, всякий раз отмечали наступление нового года. При этом полагали, что все грехи прошлого остаются в минувшем году вместе с угасшим старым Огнем.
С Огнем славяне-язычники связывали и возникновение людей. Говорили, боги сотворили Мужчину н Женщину из двух палочек, между которыми загорелся Огонь — самое первое пламя любви…

Семин День Народно-христианский праздник Семен Летопроводец отмечается 14 сентября. В православном календаре это день почитания святого сирийского монаха Симеона Столпника и его матери. Другие названия праздника: Семенов день, Симеон-летопроводец, Семен-день, Старого бабьего лета почин, Новолетие, Семеновы осенины, Первые осенины, Засидки, Встреча осени, Марфа. В этот день совершались обряды, знаменующие приближение осени. Устраивали гуляния, гуляли всем миром, а на площади, где шло гуляние, вкапывали столб, на верхушке которого на шесте прочно крепили Симеона-Столпника. Парни состязались в ловкости — залезали на столб и пробовали снять куклака. Кому удавалось это сделать, доставалось всеобщее уважение. Кукла Симеон — делалась к уборке урожая.

Православная церковь 14 сентября почитает память святого Симеона, который, по преданию, прожил больше 100 лет, прославился тем, что стал основоположником столпничества — новой формы аскезы. Симеон был праведником, от Бога получил дар исцелять душевные и телесные недуги, предвидеть будущее. Святой уединился в Сирийскую пустыню, построил столп, высотой в несколько метров и поселился на нем. Он не мог прилечь и отдохнуть, соблюдал строгое воздержание в пище, в любую погоду, он днем и ночью, стоя, как свеча, без остановки молился, размышляя о Боге. Необычный подвиг святого привлек множество людей. Одни, глядя на него, убеждались в истинной христианской вере и принимали крещение, другие получали исцеление, третьи обращались за советом. Подвиги Симеона вдохновили многих подвижников благочестия и веры. Первым его последователем стал Даниил, повторивший по благословению святого его подвижничество во Фракии. На русском народном календаре практически никак не отразилось каноническое житие святого Симеона. День его памяти был связан с началом — месяца, сезона, года. Напомним, что с середины XVII века и до 1700 года на Руси новолетие отсчитывали с 1 сентября по старому стилю. В народном определении дня зафиксированы два значения: завершение лета и конец года. Симоен Столпник как бы провожал самое теплое время года и вводил в новый годовой круг. В древнерусском языке слово «лето» имело значение «год», что сохранилось в словах «летопись», «летописец», а также в отчете возраста «двадцать или тридцать лет» и в привычных выражениях «сколько лет, сколько зим». Поэтому Семен-день — важная веха традиционного земледельческого календаря. С этого дня наступало Бабье лето. По погоде определяли, каким будут ближайшие три месяца: «Если бабье лето ненастное, то осень сухая. Если сухое и жаркое, то осенние месяцы будут дождливыми». Наступившая осень все сильнее напоминает о себе. Хотя днем солнце еще пригревает, вечера и ночи стали холодными, темнеет раньше. Уже скоро настанет осеннее равноденствие — день с ночью сравняется. Особое место Семенов день занимал у крестьян. Совершали обряд «Осенины» — первая встреча осени. С этого дня начинались осенние игры и хороводы. Зажиточные люди выставляли у ворот сосуды с пивом и брагой, объявляли простому люду, что «мед наварен и пироги напечены». К воротам подходили хороводники, которых угощали хозяева. Молодые женщины выходили за ворота и предлагали угощения сначала старикам, а затем молодым. К этой дате заканчивали уборку яровых и завершали посев ржи. После Семенова дня семена засевать нельзя. Еще с наступлением осени начинались «засидки» — работа вечером в избах при огне. Было принято накануне Семен-дня весь огонь погасить, оставить только лампадный, а утром зажечь новый. У наших предков существовал обычай добывать новый огонь из сухого дерева. Пожилые люди терли сухое дерево о дерево, а парень или девушка зажигали спицей новый огонь, которым топили печи в банях и избах, зажигали свечи и лучину на засидках. В этот день обычно переезжали в новые дома и праздновали новоселье. Считалось, что это принесет жильцам нового дома счастье. В Семенов день было принято мух хоронить. В землю зарывали тараканов, блох и других домашних насекомых, чтобы они в доме не водились. В народе верили, что если убить муху до Семен-дня, то народится еще семь мух, а если убить после, то умрет семь мух. На похороны мух девушки надевали лучшие наряды, делали из сухих листьев и различных овощей маленькие гробики, укладывали в них пойманных насекомых и с «шутливой торжественностью», а иногда с причитанием и плачем, выносили насекомых из избы и зарывали в землю. Смысл обряда был не только в изгнании насекомых из избы, но и в том, чтобы во время «мушиных похорон» устроить себе смотрины, показать себя во всей красе перед собравшимися зрителями, особенно перед холостыми парнями, высматривающими себе невест. Ведь недаром считалось, что с Семена дня до Гурьева — Во многих местах с данного праздника начинаются посиделки — В этот день проводится обряд пострига — Существовал обычай Семенова дня — похороны мух. В народе верили, что если «злую муху закопать осенью в землю — Первые засидки — С Семена дня до Гурия — Много паутины на полях Татьяна, Марфа, Наталья…. — Единство в многообразии: этнокультурное разнообразие России

Семин День

Народно-христианский праздник Семен Летопроводец отмечается 14 сентября. В православном календаре это день почитания святого сирийского монаха Симеона Столпника и его матери. Другие названия праздника: Семенов день, Симеон-летопроводец, Семен-день, Старого бабьего лета почин, Новолетие, Семеновы осенины, Первые осенины, Засидки, Встреча осени, Марфа.
В этот день совершались обряды, знаменующие приближение осени. Устраивали гуляния, гуляли всем миром, а на площади, где шло гуляние, вкапывали столб, на верхушке которого на шесте прочно крепили Симеона-Столпника. Парни состязались в ловкости — залезали на столб и пробовали снять куклака. Кому удавалось это сделать, доставалось всеобщее уважение. Кукла Симеон — делалась к уборке урожая.
Православная церковь 14 сентября почитает память святого Симеона, который, по преданию, прожил больше 100 лет, прославился тем, что стал основоположником столпничества — новой формы аскезы. Симеон был праведником, от Бога получил дар исцелять душевные и телесные недуги, предвидеть будущее.
Святой уединился в Сирийскую пустыню, построил столп, высотой в несколько метров и поселился на нем. Он не мог прилечь и отдохнуть, соблюдал строгое воздержание в пище, в любую погоду, он днем и ночью, стоя, как свеча, без остановки молился, размышляя о Боге.
Необычный подвиг святого привлек множество людей. Одни, глядя на него, убеждались в истинной христианской вере и принимали крещение, другие получали исцеление, третьи обращались за советом. Подвиги Симеона вдохновили многих подвижников благочестия и веры. Первым его последователем стал Даниил, повторивший по благословению святого его подвижничество во Фракии.
На русском народном календаре практически никак не отразилось каноническое житие святого Симеона. День его памяти был связан с началом — месяца, сезона, года. Напомним, что с середины XVII века и до 1700 года на Руси новолетие отсчитывали с 1 сентября по старому стилю. В народном определении дня зафиксированы два значения: завершение лета и конец года. Симоен Столпник как бы провожал самое теплое время года и вводил в новый годовой круг.
В древнерусском языке слово «лето» имело значение «год», что сохранилось в словах «летопись», «летописец», а также в отчете возраста «двадцать или тридцать лет» и в привычных выражениях «сколько лет, сколько зим». Поэтому Семен-день — важная веха традиционного земледельческого календаря.
С этого дня наступало Бабье лето. По погоде определяли, каким будут ближайшие три месяца: «Если бабье лето ненастное, то осень сухая. Если сухое и жаркое, то осенние месяцы будут дождливыми». Наступившая осень все сильнее напоминает о себе. Хотя днем солнце еще пригревает, вечера и ночи стали холодными, темнеет раньше. Уже скоро настанет осеннее равноденствие — день с ночью сравняется.
Особое место Семенов день занимал у крестьян. Совершали обряд «Осенины» — первая встреча осени. С этого дня начинались осенние игры и хороводы. Зажиточные люди выставляли у ворот сосуды с пивом и брагой, объявляли простому люду, что «мед наварен и пироги напечены». К воротам подходили хороводники, которых угощали хозяева. Молодые женщины выходили за ворота и предлагали угощения сначала старикам, а затем молодым.
К этой дате заканчивали уборку яровых и завершали посев ржи. После Семенова дня семена засевать нельзя. Еще с наступлением осени начинались «засидки» — работа вечером в избах при огне. Было принято накануне Семен-дня весь огонь погасить, оставить только лампадный, а утром зажечь новый. У наших предков существовал обычай добывать новый огонь из сухого дерева. Пожилые люди терли сухое дерево о дерево, а парень или девушка зажигали спицей новый огонь, которым топили печи в банях и избах, зажигали свечи и лучину на засидках.
В этот день обычно переезжали в новые дома и праздновали новоселье. Считалось, что это принесет жильцам нового дома счастье. В Семенов день было принято мух хоронить. В землю зарывали тараканов, блох и других домашних насекомых, чтобы они в доме не водились. В народе верили, что если убить муху до Семен-дня, то народится еще семь мух, а если убить после, то умрет семь мух.
На похороны мух девушки надевали лучшие наряды, делали из сухих листьев и различных овощей маленькие гробики, укладывали в них пойманных насекомых и с «шутливой торжественностью», а иногда с причитанием и плачем, выносили насекомых из избы и зарывали в землю. Смысл обряда был не только в изгнании насекомых из избы, но и в том, чтобы во время «мушиных похорон» устроить себе смотрины, показать себя во всей красе перед собравшимися зрителями, особенно перед холостыми парнями, высматривающими себе невест. Ведь недаром считалось, что с Семена дня до Гурьева — свадебные недели.

Традиции и обряды 14 сентября:
— «Летопроводец» дословно означает «лето провожающий». В старину этот день называли началом бабьего лета. С бабьим летом начинались и бабьи работы. С раннего утра женщины и девушки мяли и трепали пеньку, мыли в воде лен да стелили его по лугам, чтобы отлежался. Вечером же садились за прясла. Девушки во время прядения замечали, как ложатся нити: если прямо, то муж попадется хороший, если неровно, то будет супруг негодным.
— День считается удачным для новоселья. Главное, не забыть забрать с собой домового.
— С этого дня наступают свадебные недели и смотрины.
— Во многих местах с данного праздника начинаются посиделки — рукоделия в доме при зажженной свече, лампе.
— В этот день проводится обряд пострига — посвящение детей, которым исполнилось 3 года, в воины и землепашцы. После молебна ребенку выстригается пучок волос. Крестный сажает его на коня и проводит лошадь по двору. После этого обряда считается, что дальнейшим воспитанием мальчика занимается только мужская половина семьи.
— Существовал обычай Семенова дня — похороны мух. В народе верили, что если «злую муху закопать осенью в землю — прочие кусать не будут». Вместе с «похоронами мух» и лето уходило. Нарядные девушки делали гробики из тыкв, огурцов, редьки или репы, укладывали туда мух с притворным воплем и несли к выкопанной могиле. Похороны совершались по всем канонам.
— В Туле и Серпухове девушки хоронили мух и тараканов. Серпуховские девушки хоронили мух в морковных и свекловичных гробах. В это время выходили женихи смотреть невест. Тульские девушки хоронили мух в садах в репных гробах, а тараканов в щепках. Это поверье основано на том, что будто от такого погребения погибают мухи и тараканы. Матушки, приглашая красных девушек, родных и соседних, позабавиться со своими детками, приказывали чрез своих зватых объявить гостям: у нас, де, пироги напечены и мед наварен. В старину богатые посадские люди ставили у ворот ушаты с брагой и пивом. Хороводники подходили к воротам и угощались.
— С комплексом распространенных у славян представлений о душе в облике летающего насекомого тесно связан сказочный мотив о том, как комар и муха относят душу умершего на тот свет: комар-пискун и муха-говоруха прилетели к работнику, погибшему во время валки деревьев, и забрали его на небо. По преданию, комары перед осенью уносятся ветрами на теплые моря и весною опять приносятся на Русь.
— У восточных славян существовало предание, будто в самую полночь на Семенов день черт меряет воробьев. «Сперва соберет всех воробьев в полу своей свитки, потом высыплет в четверик, после осиновым прутом счеркнет тех, которые выше краев его, а наконец оставшихся в четверике убивает; те воробьи, которых черт сбросит с четверика, улетают благополучно в гнезда и заботятся о размножении своей породы»

Народные поговорки и приметы 14 сентября:
— Время с Семена дня до Рождества Пресвятой Богородицы называют бабьим летом.
— На Семена хоронят мух и тараканов, чтобы пропали.
— Первые засидки — новый огонь в избе.
— С Семена дня до Гурия — свадебные недели.
— Семен лето провожает, бабье лето наводит.
— Если день ясный, до начала зимы будет тепло.
— Дует южный ветер, значит, зима будет теплой.
— Если птицы уже улетели на юг, зима наступит рано.
— Много паутины на полях — осень будет долгой.
— Коли на Семен-день не убраны колосовые, считай, пропал урожай: зерно выпало наземь.

Именины 14 сентября:
Татьяна, Марфа, Наталья.

https://ruspekh.ru/holidays/semin-den

Барри Троц: У островитян «хорошая проблема» выбирать между вратарем Ильей Сорокином и Семеном Варламовым