Куликовская битва

08.09.2019 19:04Автор: AleksO

В эти сентябрьские дни мы празднуем 632 годовщину Куликовской битвы - исторического события, ставшего важной вехой в становлении российской государственности. На протяжении 6 столетий оно было духовной опорой России в самые трудные периоды ее истории. Какова же историческая картина этого события?

Русь первой половины XIVв.. Существовали ли в это время иные способы борьбы с Ордой, чем те, которые избрал Иван Калита и его приемники? По всей вероятности нет, Русь еще не была готова померяться силой с Ордой. Руси необходимо было копить силы и средства, крепить единство, а для этого требовалась жесткая и хитрая политика, которую и проводили московские князья, начиная с Ивана Калиты

Иван Калита проводил искусную политику усиления и расширения своего княжества. “Кто думал-гадал?..” - запечатлено народно удивление перед необычайной судьбой Москвы, малой крепости затерявшейся в лесах. Она находилась в центре русских княжеств, которые прикрывали её от ударов из вне; в Москву со всех сторон стекались люди, и это увеличивало численность её населения; Москва находилась на пересечение важных торговых путей: водных и сухопутных; торговые пошлины стали важным источником пополнения княжеской казны. Москва стала медленно, но уверенно укреплять свой авторитет как политический центр Руси, вокруг которого объединялись все русские земли.

Выдающимся политическом успехом Москвы было отмечено княжение внука Ивана Калиты – Дмитрия Ивановича, который внес огромный вклад в борьбу русского народа с монголо-татарами. Более 150 лет русский народ томился под игом монголо-татар. Велико было стремление избавиться от власти татар, и именно князь Дмитрий стал той исторической фигурой, выразившей стремления народа к освобождению.

В начале своего княжения ему пришлось бороться за ярлык с суздальско-нижегородским князем, затем тверским. Он расширил территорию княжества (Ростов, Брянск, Звенигород). Силой заставил тверского князя отказаться от ярлыка в пользу Москвы; заменил деревянные стены Московского Кремля белокаменными; князь Дмитрий решительно бросил вызов Орде – прекратил выплату дани.

Мамаю становилось ясно, что русские земли выходят из-под повиновения. Только новый поход на Русь мог укрепить пошатнувшуюся власть монголо-татар над русским народомПолучив сведения о движении врага на Москву, князь Дмитрий решил не допустить его в пределы Московской земли и разбить на территории Рязанского княжества. Русская рать, возглавляемая князем Дмитрием, встретилась с войсками Бегича на берегах реки Вожи, где и произошло кровопролитное сражение. Поражение монголо-татар было полное.

Сражение на Воже выявило блестящие военные способности князя Дмитрия. Знание противника, выбор местности для сражения, стремление заставить врага драться в невыгодных для него условиях, активная оборона с переходом в наступление, примененные Дмитрием в этом сражении, характеризуют его как искусного полководца, настойчивого в достижении цели, решительного.

Эта битва продемонстрировала возросшую мощь Руси.

Хан Мамай прекрасно понимал: если он проиграет битву, правителем Золотой Орды ему никогда не быть, но если выиграет власть его укрепится на долгие годы. В ход пошло золото и серебро, копившееся в Орде долгие годы. За большую плату была нанята генуэзская пехота, множество мелких феодалов-разбойников потянулись со своими отрядами к Мамаю.

Князь Дмитрий формирует большое войско, собирая силы русских княжеств. Как пишет летописец, ему удалось собрать не бывалую для Руси того времени армию. По сути это было всенародное ополчение, 36 городов принимали участие в собирании рати, готовили снаряжение, ковали мечи.

Когда военные силы были готовы, князь Дмитрий Донской по древнему обычаю поехал за благословением на бой к преподобному Сергию Радонежскому, игумену и основателю Свято-Троицкого монастыря, что под Москвой.

Нравственное возрождение народа, по словам В. Ключевского, самый драгоценный вклад Преподобного Сергия Радонежского в живую душу русского народа.  Именно с него на Руси началось пустынножитие, как вид монашеского подвижничества, он основал монастырь, который является резиденцией патриархов Русской Православной церкви, его имя неразрывно связано с одной из самых важных побед русского народа.

И вот, великий князь Димитрий двинул свою рать против непобедимого дотоле врага. Он сам выбрал место для решающей битвы, переправив войско через Дон.

Вот так описывается ночь накануне сражения:“Тогда всю ночь волки выли страшно. Вороны и орлы день и ночь каркали и клекотали, ожидая грозного, изволенного кровопролитного часа.…От такого страха богатырские сердца людей смелых стали укрепляться и воодушевляться. И страшно им было думать о возможной смерти на утро, но ещё нестерпимее ярилось сердце отвагой при думе о “великой туге” под игом монголо- татар. И вечная жажда свободы одолевала страх, внушала бесстрашие”. Утренний туман рассеивается.

8 сентября 1380 года русичи увидели перед собой несметные орынские полчища. Впереди разъезжал богатырь, вызывая на поединок русского ратника. Поединок – это не просто единоборство двух воинов. По понятиям тех времён – в поединке решалась судьба, а судьба – ничто иное, как суд Бога, а потому и побеждает представитель того воинства, на чьей стороне Бог. И вот разомкнулся передовой полк русичей, и навстречу ордынцу выехал инок преподобного Сергия Радонежского Пересвет. «И съехались, и ударили друг друга копьями, и свалился замертво оземь непобедимый ордынец, а Пересвет, пронзенный насквозь, удержался на коне, будто живой, вернулся в русские полки.»

Мужество Пересвета нашло отражение в строках современного поэта Ивана Савельева:

Шумит ковыль,
кровавясь под конем
Твою мне чашу не испить, Победа,- 
Зашлось пронзенное копьем 
неистовое сердце Пересвета…
И не поднять в последний раз руки.
И лишь последним, уходящим взглядом
Он провожает Дмитрия полки,
Текущие по берегу Непрядвы…

«И страшно было видеть, как две великие силы сходились на кровопролитие, на неминуемую смерть: татарское войско, темнеющее во мраке, мрачное, и русская рать в светлых доспехах, как великая река лилась, как море зыбилась, и солнце светило, сияло над ними, испуская на них свои лучи”.

Ярко и образно это событие показано современником в литературном произведение “Задонщина”.Победа на Куликовом поле, доставшаяся ценой беспримерной стойкости, храбрости. Убежденности в своей правоте и необходимости победы для всей русской земли, эта победа была началом возрождения новой Руси. Сюда на поле Куликово пришли разрозненные полки русских княжеств, а ушла единая Русь. Русь, развеявшая легенду о непобедимости татарских войск. Спустя века на месте битвы был воздвигнут монумент. В Куликовской битве сказалась главная черта русского национального характера – жертвовать собой во имя спасения других. Пройдут годы, десятилетия, и пронесётся по измученной Руси клич к единению, поднимающий народ на борьбу с врагом.

Князь Дмитрий Донской оставил сильное Московское княжество, интересы которого входили в противоречие с интересами Орды; княжество, ставшее центром сопротивления татарской власти. Дмитрий Донской скончался 19 мая 1389 года в возрасте 39 лет. Он лучшим образом отвечал духу той героической эпохи, в которую ему выпало жить, он сумел понять ордынскую политику, найти её слабые стороны и нейтрализовать её губительное действие. В 1988 году, в связи с празднованием 1000-летия крещения Руси, Православная Церковь причислила благоверного князя Димитрия Донского к лику святых. Его мощи покоятся в Архангельском соборе Московского Кремля.

А слова современника Сергия Радонежского: “В единстве сила Руси!”, актуальны и в наши дни. И раздаётся над необъятными просторами России колокольный звон православных храмов, напоминанием о величие подвига русского воина. Русь за все времена своего существования не раз переживала трудные времена, но наш народ всегда находил в себе силы преодолеть невзгоды и сохранял веру и надежду на лучшее будущее.

Митиль О.Н., МУКиД «Илья Муромец» 

Комментарии

Для коментрирования войдите или зарегистрируйтесь
.