Толерантность: понять и принять

17.10.2019 15:58 0
17.10.2019 15:57

Еще в 19 веке Николай Добролюбов говорил «Человек, ненавидящий другой народ, не любит и свой собственный». А в настоящее время нам все чаще приходится поднимать вопросы о существующих проблемах: экстремизма (приверженность к крайним взглядам и действиям, радикально отрицающим существующие в обществе нормы и правила), национализма (вера в то, что одна нация превосходит другие), шовинизма (мировоззрение, основанное на выделении исключительной, главной, нации, интересы которой ставятся выше других этносов), остракизма (отказ говорить с другими, признавать их самих или их культуру), расизма (отрицание прав человека на основании расовой принадлежности), ксенофобии (боязнь, неприязнь иностранцев, представителей других культур), дискриминации (преследование по причине этнического происхождения, национальности, мировоззрения или других социальных факторов), сегрегации (установление принудительных ограничений для людей определенной группы по признаку расы). Базовым компонентом всех этих интолерантных идей является агрессивность, нежелание примириться и понять, неуважение. В связи с этим сегодня все чаще и чаще возникают разговоры о толерантном мире, то есть мире без насилия и жестокости; мире, в котором самой главной ценностью является неповторимая и неприкосновенная человеческая личность.

Никто из нас не застрахован от подобных проявлений. Как часто, в разговорах, из уст детей можно услышать неуважительные высказывания в адрес людей других национальностей. Откуда все это, взрослые? Может быть от нас самих? Может быть, мы сами являемся той первой ступенькой к неприятию других, непохожих, к формированию неуважительного мнения. Толерантность нужно воспитывать и пропагандировать, поэтому одним из важнейших направлений привентивной работы является профилактика экстремизма в молодёжной среде. В этой связи в России в 2001 году была принята специальная Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)». На ее основе строилась и продолжает строиться воспитательная программа всех учебных заведений Российской Федерации. Наши школы тоже не отстают. В школах городского округа Власиха социальными педагогами, психологами, классными руководителями, инспекторами ИПДН ведется превентивная работа в следующих направлениях: общая воспитательная педагогическая работа с детьми, информированность по проблеме, формирование позитивного отношения к вопросам толерантности и необходимости мирного сосуществования людей различных национальностей, формирование устойчивой жизненной позиции, не допускающей в поведении  экстремистских настроений, классные часы, лектории, беседы, дискуссии, конкурсы творческих работ и др.

Нам всем следует помнить, что наше государство на протяжении своей многовековой истории, служило одним из важнейших мостов между западной и восточной цивилизациями и народ, проживающий на территории России, в современном своем виде, формировался на протяжении многих столетий из большого количества различных. Во времена СССР была сплоченность, одна общность – «Советский народ». Однако в паспорте существовала графа «Национальность», что уже наводило каждого на мысль о самоидентификации, самоопределении национальности. Важным фактом является то, что в 2000 году Государственная Дума приняла новый образец паспортов, где графа «Национальность» отсутствует. Такой шаг российского государства в наше время является очень актуальным.

Однако какая бы работа не проводилась на государственном уровне, основа всего - воспитание, закладывается в семье. Поэтому, мы призываем родителей быть внимательными к своим детям, беседовать с ними о дружбе между национальностями, о толерантном отношении друг к другу, предостерегать от негативного влияния экстремистских и фашистских идей. Необходимо рассказывать и разъяснять детям о том, что за осуществление экстремистской деятельности, за возбуждение ненависти либо вражды, а также на уничтожение достоинства человека либо группы, либо по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии каждый в Российской Федерации  несет: уголовную, административную или гражданско-правовую ответственность в установленном законодательством РФ порядке.

Хотя мы все живем в одном обществе в окружении миллионов людей, каждый из нас – неповторим, индивидуален, самобытен, аутентичен; у каждого из нас свои взгляды, принципы, желания, речь. И в этом многообразии и заключается сущность мироздания. Этот факт надо понять и принять. Необходимо подстраиваться друг под друга, научиться проявлять уважение к чуждым для себя вещам, культурным обычаям и традициям; прислушиваться к мнению окружающих и считаться с ним.

Лариса Назарова

.